Найти тему
Прекрасная эпоха

Ледяная свадьба или самый гнусный поступок императрицы Анны Иоановны

Анна Иоановна очень боялась заговоров. Малейшее подозрение – в Сибирь. Или на Камчатку! В лучшем случае.

25 тысяч ссыльных и около 1000 убиенных. Анна Иоановна «предателей» не жалела. Но попасть в немилость можно было не только покусившись на самодержавие, но и неловким взглядом, оброненным словом или даже выбором не того спутника жизни…

Анна Иоановна, худ. Луи Каравак
Анна Иоановна, худ. Луи Каравак

Жертвой жесткости русской императрицы стал и Михаил Алексеевич Голицын. Изначально он относился к «несчастливой» ветви рода Голицыных. Дед Михаила Алексеевича в свое время блистал и даже ходил в фаворитах у царевны Софьи Алексеевны. Но с тех пор род познал немало злоключений и самое печальное произошло с героем нашего рассказа.

Читайте: «В 24 выглядела на 40»: история некрасивой, но умной русской царевны Софьи

Михаил Алексеевич получил прекрасное домашнее образование, а милостью Петра Великого был отправлен в Париж, в Сорбонну. За границей бывал не единожды, там уже в зрелом возрасте и встретил свою вторую жену – не то бедную дворянку, не то дочь трактирщика. Итальянка была на 20 лет моложе уже познавшего жизнь дворянина, хороша собой и звали ее Лючия. А еще она была католичкой, а потому никак не могла дать согласие на брак с «русским принцем», коим ей показался Голицын.

Портрет Михаил Голицына
Портрет Михаил Голицына

Михаил Алексеевич пораскинул мозгами и решил, что и христиане, и католики молятся одному Богу, а потому в смене веры нет ничего постыдного. Так и сделал. После чего и привез супругу в Россию. Конечно, он и представить не мог, какими бедами ему обернется столь смелый поступок.

О вероотступнике вскоре стало известно Анне Иоановне, которая решила отставного майора покарать. Лючию выдворили из страны, а несчастного супруга ее превратили в шута императрицы.

Картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», худ. В. И. Якоби // 1872 // Голицын на ней стоит согнувшись.
Картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», худ. В. И. Якоби // 1872 // Голицын на ней стоит согнувшись.

Вернув Голицына в лоно церкви, Анна Иоановна решила, что шутовство – слишком мягкое наказание. И тут ей пришла в голову идея – женить Голицына на своей шутихе-карлице Авдотье Бужениновой (ее тоже обратили в христианство), а свадьбу отметить в Ледяном дворце. По задумке самодержицы, в нем-то чета Квасников (наш герой получил это прозвище за то, что подавал на праздниках квас) и должна была умереть от холода…

К февралю 1740 года здание было возведено. Все в нем было изо льда: и стены, и крыша, и даже внутренняя утварь, в том числе стол, табуретки, чашки, игральные карты и даже цветы.

План здания изо льда.
План здания изо льда.

Несчастных повенчали. После чего в специальной клетке, водруженной на слона, провезли по улицам. Когда пир закончился, отправили в их дворец на ледяное брачное ложе. И приставили караул, чтобы не сбежали.

Тут бы и закончилась история двух бедолаг, но Авдотья спасла и себя, и новоиспеченного мужа: подкупила стражников и пронесла в дом шубы.

Портрет Авдотьи Бужениновой.
Портрет Авдотьи Бужениновой.

Как? Выжили? Анна Иоановна была раздосадована, но потешаться над несчастными ей было уже недолго – в октябре того же года отдала Богу свою жестокую душу.

А Голицын и Буженинова после смерти мучительницы расторгать свой «потешный брак» не стали. Прикипели они друг другу душой, а Михаил Алексеевич даже проникся к своей боевой калмычке уважением. Евдокия родила Голицыну сына, а через два года готовилась подарить ему еще одного наследника да было не суждено: умерла в родах.

-6
«Ледяной дом», худ. В. И. Якоби // 1978
«Ледяной дом», худ. В. И. Якоби // 1978

Михаил Алексеевич погоревал годок да и снова женился на дальней родственнице первой жены - Аграфене Хвостовой. Девица была моложе его на 40 лет (любил молоденьких!), родила ему троих детей.

Умер Голицын в 87 лет, уже будучи вдовцом, но имея большую семью. Всего у него было 7 детей, которые, впрочем, ничем выдающимся не отметились. А вот про свадьбу в Ледяном дворце помнят до сих пор.

Этому событию посвятил книгу «Ледяной дворец» Иван Лажечников. О нем вспоминает и Валентин Пикуль в романе «Слово и дело». А еще была опера «Ледяной дома», одноименный фильм и, конечно, картины...

Было интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь! Это поможет каналу развиваться дальше.

Читайте также:

Безумец или последний романтик? Удивительная история Людвига Баварского

«Не мойся. Через восемь дней приеду» - странная просьба Наполеона к Жозефине. Зачем?