835 подписчиков

ПСАЛОМ 75: ВОИН КРЕПКИЙ,ЧТО ВЕДЕТ НАС

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ

Уверенность и совокупность необходимых качеств идут рука об руку. Без этой совокупности не может быть уверенности. Армии возможно выиграть одно-два сражения случайно или благодаря уникальным обстоятельствам, но нельзя полагаться на солдат только потому, что им нежданно-негаданно удалось победить в схватке. Мы хотим, чтобы нас защищала армия, в которой есть блестящее руководство, хорошо обученные солдаты, новейшее вооружение, неистощимый резерв и богатый провиант. Очевидность порождает веру. Сила вселяет уверенность. Псалом 75 - это песнь радости по поводу того, кто является нашим Руководителем, как Он силен и как Он может разбить любого врага!

Главная причина ликования в псалме - дарованная Богом важная победа над страшным врагом. Псалом буквально звенит от слов хвалы в адрес Даровавшего победу. По стилю и настроению он напоминает читателю псалмы 45, 47 и 74.

Наверное, мы будем ближе всего к истине, если предположим, что гимн выражает радость по поводу победы над ассирийским царем Сеннахиримом, когда тот угрожал разрушить Иерусалим в 701 г. до н.э. Его нападение на Иудею и Иерусалим описано в 4 Цар. 18:13—19:37 и в Ис. 36 и 37. Поход могущественного монарха завершился, когда ангел Господень посетил его стан и за одну ночь уничтожил 185 тысяч воинов. Оставшиеся в живых отступили в свою столицу Ниневию, расположенную в верховьях Евфрата. Последние стихи исторического повествования в 4 книге Царств и в книге пророка Исаии говорят об убийстве царя собственными сыновьями, когда тот поклонялся своему языческому богу Нисроху. [Археологи обнаружили подтверждение этого библейского рассказа. Хотя знаменитые “призмы Сеннахирима”, выставленные в Чикаго и Лондоне (в обоих случаях оригиналы, написанные по повелению самого Сеннахирима), рассказывают об осаде Иерусалима, они ни слова не говорят о разрушении святого города и капитуляции его царя. На таинственную смерть ассирийского царя косвенно указывает “цилиндр Рассама”, где Ашурбанипал рассказывает о том, как он покарал убийц своего деда, Сеннахирима. Древний историк Евсевий поддерживает библейское описание этого убийства].

Если псалом написан по поводу этого потрясающего избавления, тогда “Асаф”, упомянутый в первом стихе, - не тот Асаф, что жил при Давиде, а один из “сыновей Асафовых” или подразделение левитов, носившее его имя.

Указано, что псалом адресован руководителю хора и должен исполняться на струнных инструментах (евр. негиноф). Поскольку это одновременно псалом и песня, его нужно читать как молитву и петь.

Псалом возвеличивает мощь и силу Спасшего Израиль. В нем описываются и восхваляются качества их (и нашего) небесного Воина.

Каков же этот Воин, наш Бог?

I. ОН ВСЕГДА СРАЖАЕТСЯ ЗА СВОЙ НАРОД (ст. 2-4)

Одной очевидной истиной о Боге является то, что Он сражается за Свой народ. Другие народы, может быть, и знали о Нем, но по-настоящему познали Его только израильтяне, потому что Он победил их врагов.

«Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе. Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань» (ст. 2-4).

Незадолго до описываемых событий Его народ более полно познал Бога благодаря особой демонстрации Его силы при их освобождении. Он уничтожил и раскидал даже оружие их врагов.

Божий народ здесь назван четырьмя терминами: “Иудея”, “Израиль”, “Салим” и “Сион”. Это был Бог всего Израиля и, в частности, Иудеи. Иерусалим был местом Его пребывания. “Салим” - сокращенное название города (Быт. 14:18). Первая его часть означает просто “город”, а “Салим” - это “мир”. Несомненно, Салим и Сион - это два названия столицы, которые указывают на ее значимость - святость, древность и духовность. Это был не обычный город, не просто место, где находится правительство; это было единственное место на земле, где Бог захотел, чтобы обитало Его имя. “Жилище” (“шатер”; Современный Перевод) - это временное место обитания, которое указывает на Божье присутствие среди Его народа. Еврейское слово, переведенное здесь как “жилище”, в других местах Ветхого Завета употребляется в значении логова льва. Это наводит на мысль, что Бог, как лев, защищает Свой избранный город.

Бог выступил из Иерусалима и сокрушил вражеские стрелы. Он разломал на мелкие кусочки и сделал непригодными их щиты, мечи и все вооружение. Благодаря победам слава о Боге распространилась по всем землям. Иерусалим был центром Его славы, потому что оттуда Он осуществлял главное руководство сражением и там было Его особое присутствие.

Псалмопевец утверждает, что воистину будет благословлен всякий, кто назовет Бога своим Господом Саваофом, своим Командиром. Бог всегда будет успешным руководителем и защитником, ибо Его верность постоянна, не изменчива и не капризна. Из Своего жилища в Иерусалиме Бог дотянется до каждой точки в Израиле, чтобы обнять Свой народ любящими, надежными руками.

II. ОН РАЗБИВАЕТ САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВОЙСКА (ст. 5-8)

Наш Бог-Воин может разбить самого сильного врага. Нет армии, которая была бы слишком сильна для Него.

«Ты славен, могущественнее гор хищнических. Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих. От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь. Ты страшен, и кто устоит пред лицом Твоим во время гнева Твоего?» (ст. 5-8).

Господь доказал в битве, что Он могущественнее Своих врагов. Он легко победил “крепких сердцем”, сильных воинов. Значит, Он более славен и более величествен, чем вечные горы.

Образ “гор хищнических” с трудом поддается толкованию, но эти слова могут означать огромное количество снаряжения, оставленного убегающим войском Сеннахирима (4 Цар. 19:35, 36). В пользу такого толкования говорят стихи 6 и 7: крепкие сердцем стали добычей, воины уснули и стали бессильными, а всадники и кони погибли.

Слова об уснувшем враге (ст. 6) согласуются с повествованием в 4 Царств и в книге пророка Исаии, где мы читаем, что ангел Божий поразил врага ночью. Большинство из них так и не проснулось; в ту роковую ночь их сон стал смертью. В глубокий сон провалились даже возницы, всадники и кони.

Авторы Ветхого Завета считали поражение Сеннахирима одной из самых замечательных побед всего ветхозаветного периода. Они ставили его в один ряд с поражением фараона, взятием Иерихона и переходом через реку Иордан. Бог, который вел Израиль, так же легко справлялся с любой трудностью, как мы разрываем паутину.

III. ОН ЗАЩИЩАЕТ НАС ОТ ВСЕХ ВРАГОВ (ст. 9-11)

Еще одна истина об этом Воине такова, что Он есть Судья всей земли. Он защитит Свой народ от его врагов, где бы они ни были.

«С небес Ты возвестил суд: земля убоялась и утихла, когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли. И гнев человеческий обратился во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь» (ст. 9-11).

Принимая во внимание необычное поражение армии Сеннахирима и последующее отступление ее остатков, Бога нужно бояться. Нечестивые испытали на себе Его испепеляющий гнев. Ярость Божья - это не вспышка раздражения, а вынужденная реакция Наисвятейшего на зло, которое губит объекты Его любви. Когда Бог действует таким образом, можно сказать, что вся земля стоит в благоговейном страхе при Его откровении небесного суда.

Избавление Божьего народа от Сеннахирима было не просто природной катастрофой или военным стечением обстоятельств. Оно было спланировано Богом, и приговор был вынесен на небесах. Чтобы победить, ни Езекии, ни его воинам не пришлось взяться за оружие. Они просто стояли в стороне и наблюдали, как Бог судит ассирийцев.

Стих 11 - самый известный в псалме. Если вспомнить слова самонадеянного богохульника Рабсака (4 Цар. 18:28-35), то этот стих становится еще более значимым. Мир едва ли узнал бы об этих двух людях, царе Сеннахириме и его посланнике Рабсаке, если бы Бог не захотел увековечить в Библии их слова и дела во славу Себе. Послание этого хвастливого нечестивого царя было рассчитано на то, чтобы обесчестить и обесславить Бога и Его народ, однако Бог обесчестил и обесславил тех, кто оскорбил Его, использовав их ярость в Свою славу. Всякий, кто читает язвительные слова в адрес Божьего народа и затем размышляет о последствиях, с которыми столкнулись ассирийцы, непременно сделает вывод, что Бог - это всемогущий Бог, истинный и живой Бог.

В мыслях мы переносимся за пределы батальной сцены туда, где Бог восседает на небесах. Он - Судья, которого должно бояться; Он наводит ужас на всякого, кто противится Ему. Земля утихает, когда Господь спасает угнетенных, представителем которых является Израиль. Он всегда судит зло и защищает благочестивых.

Божья могучая рука обнимает не только Иерусалим; она простирается на всю землю и дает убежище угнетенным, которые уповают на Него. Кто бы ни укрылся в Боге, спасется от опасности в любом уголке земли. Куда бы ни пошел враг, Бог будет там, чтобы взять его в кольцо и не дать выступить против Его народа за исключением тех случаев, когда Сам позволит сделать это.

IV. ОН ОТЛИЧЕН ОТ ВСЕХ ДРУГИХ ЦАРЕЙ (ст. 12, 13)

Мы должны воздавать Богу славу, потому что нет подобного Ему. Он Бог, один истинный Бог.

«Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному. Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных» (ст. 12, 13).

Восхвалять Бога и приносить Ему жертвы нужно за Его уникальность и Его великие дела. Принимая во внимание Божьи могущественные деяния, автор призывает верных давать обеты и приносить дары в поклонении Богу. Его дела достойны восхваления. Даже самые отвратительные дела и самый яростный гнев врага Он обращает во славу Себе. Он вплетает их в ткань славы, чтобы обернуться ею.

Видев правосудие и силу Бога, автор призывает читателей склониться перед Ним и принести Ему обеты. Город Иерусалим, весь израильский народ и все народы вокруг должны вместе прославить Бога!

Последний стих псалма 75 кратко повторяет причины, почему нужно бояться Бога. Он укрощал и укрощает “дух” князей. Эту мысль можно перефразировать так: “Он кладет конец лживым делам и лживой жизни монархов”. Он сделал это в 701 г. до н.э. и сделает это снова, ибо Он - Бог истины и ужаса для нечестивых и Бог руководства и любви для тех, кто уповает на Него.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так кто же наш Командир? Смертный, как Сеннахирим? Легко ли Его победить? Может, Он способен выиграть несколько сражений, но в конце концов встретит равного по силам противника? Кто Он?

Псалом 75 отвечает на эти вопросы. Это наш Господь Бог. Он - Тот, кто всегда будет сражаться за нас. Он сильнее самого могущественного противника и может одолеть любого врага, кто бы ни выступил против нас. Его можно кратко охарактеризовать, сказав, что нет царя, подобного Ему. Только Он есть наш истинный Бог, Воин, который не проиграл ни одного сражения.

Поэтому суть псалма можно кратко выразить в одной истине: если Бог с нами, нам не нужно бояться. Он укрыл нас в шатре Своей славы и защищает от зла. Если Его нет с нами, мы не сможем победить. Пусть через какое-то время, но нечестивых ожидает неотвратимое поражение.

Кому вы хотите следовать: Богу небес, который не проиграл ни одного сражения, или силам зла, которым не видать окончательной победы?

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ Уверенность и совокупность необходимых качеств идут рука об руку. Без этой совокупности не может быть уверенности.