Найти тему
veraverunchik

Добро перед убийством. Как и почему мы оправдываем антигероя?!

Оглавление

Сейчас хочется поговорить об особенностях отношения антигероя к окружающим и как оно влияет на зрителя, киновселенную, внутреннее «я» персонажа. Рассмотрим трансформировавшийся внутренний и искаженный от нормы мир антигероя с помощью отношения самого антигероя к окружающим или конкретному человеку, существу и так далее.

Источник фото: Кадр из сериала "Ты"
Источник фото: Кадр из сериала "Ты"
«…if your character has people in his life that he trusts, think about how he acts around them. Does he never quite let down his guard, but is deeply intimate when in bed with his lover?»

«Красивый, плохой, злой»

Создатели наделяют своих персонажей положительными качествами, а в частности, эти качества проявляются, когда герой делает добрый поступок в сторону какого-то из персонажей кинопроизведения. Одним из ярких примеров является биографический фильм из жанра триллер режиссера Джо Берлингера «Красивый, плохой, злой» 2018 года с Заком Эфраном в главной роли, сыгравшего жесточайшего маньяка, убийцу Теодора Банди. Тед Банди убил около 36 девушек в США.

Тед симпатичный, харизматичный молодой человек, который знакомится со своей девушкой Лиз, ухаживает за ней, заботится, втирается в доверие и в дальнейшем они становятся парой. Зритель на протяжении всего кинопроизведения наблюдает за благородными действиями Теда в сторону Лиз Клопфер. Харизма и обворожительный образ стали его визитной карточкой и, конечно, уже никто и подумать не может, что столь обаятельный мужчина сможет обидеть и беспощадно убить неповинных женщин, с огромной симпатией и искренностью относившихся к нему.

С помощью своей личности и особенностей чувственного восприятия он с ловкостью «водил за нос» детективов и судью на судебном процессе. Однако его смогли раскрыть и отправить в тюрьму. Но даже там Тед смог познакомиться с девушкой, искренне влюбить ее в себя, и она позже родила ему ребенка. В заключении он получает сотни писем от поклонниц, хотя его виновность была доказана. Дамы очарованы его отношением, манерами и красотой и не верят, что он может быть жесточайшим серийным убийцей. Ему даже пытаются помочь выйти из тюрьмы, писав ходатайства в разные инстанции и публикую различные заметки и статьи в газетах с информацией о том, что он якобы не причастен к убийствам.

«Чикатило»

Следующий пример - это сериал «Чикатило», снятый по биографии русского маньяка Андрея Чикатило. Он убил более 43 человек.

Этот преступник делил свою жизнь на два придуманных им же самим мира. В первом он выслеживал молодых девушек, жестоко насиловал и убивал их, а во втором был заботливым семьянином, хорошим отцом и значимым педагогом. Иногда, его миры переплетались. Как, например, в школе, когда Чикатило пытался проявить свое гнилое нутро в сторону одной из учениц.

Источник фото: Кадр из сериала "Чикатило"
Источник фото: Кадр из сериала "Чикатило"

Его отношение к семье транслируется зрителю через заботу и ласку к своей семье, через трепет к жене и дочке, через уют и теплую атмосферу в доме. Всеми этими способами, взаимоотношения маньяка и близких ему персонажей создатели выражают остатки некой человечности во внутреннем мире маньяка. Конечно, это можно интерпретировать, как хитрость, алиби, прикрытие, однако элементы трепета, участия в жизни своей семьи подтверждает иное восприятие своего собственного мира данным персонажем.

«Заводной апельсин»

В фильме «Заводной апельсин» главный герой Алекс — это молодой бандит, созданный его окружением – родные, друзья, общество.

Наблюдая за ними, за образами и поведением Алекса и его друзей складывается неоднозначное мнение. Вся эта оболочка настораживает, пугает, возмущает, но при этом оправдывает натуру Алекса, который не знает, что такое порядки, воспитание, мораль, нравственность, интеллигентность. Он беспощаден, с высоким самомнением, но при этом спасает совершенно незнакомую девушку от агрессивной компании, пытающуюся ее изнасиловать. В этом моменте зритель задумывается о том, как можно спасти уже испорченный «мир» Алекса. После возникновения сочувствия аудитории демонстрируют неординарное и пугающее «перевоспитание» Алекса, что способствует большему сопереживанию и появлению малейшей возможности понять подобного персонажа (антигероя).

За отвратительные деяния Алекса, его ловят и воспользовавшись ситуацией и фактом того, что он преступник, проводят над ним эксперименты, насильно используя различные инструменты для удержания и показа жестоких фильмов, ситуаций, этюдов и картинок с насилиями и убийствами, пытаясь сделать так, чтобы подобное вызывало у главного героя чувство отвращения, стыда и порывов тошноты и болезненного состояния. Эксперименты, проводимые над главным героем, не перевоспитали его, а убили морально-личностные качества и при этом помогли оправдать прошлые поступки в нынешних обстоятельствах.

Антигерой оправдывает себя перед окружающими или перед каким-то конкретным человеком, чтобы зритель стал к нему ближе, поверил и поддержал его аморальную натуру. Также к данному критерию относятся такие качества, как щедрость, проявляемое к человеку или живым существам сострадание, пожертвование, самоистязание (в данном случае это проявление к самому себе), умение ценить какие-либо определенные человеческие качества, забота, поддержка, спасение. Одним словом, это различные положительные доминирующие характеристики антигероя.

Так было и в сериале «Ты», когда Джо Голдберг в 1 сезоне, невероятно сильно любил объект своего преследования. Он хотел сделать ее лучше, помочь ей. При этом создатели рассказывают зрителю о тяжелом детстве Джо. Также мы видим, что он хорошо работает, имеет увлечения, он является интеллектуалом в своей области, помогает соседскому мальчику и в какой-то мере заботится о нем, спасает от отчима. Неужели это не подкупает зрителя и не заставляет его захотеть исправить и помочь Джо?! Конечно, но при всех этих чувствах зритель также наблюдает за противоправными действиями, убийствами, совершенными главным героем.