На лицо Симоны Синьоре можно смотреть бесконечно, как на огонь или воду. От него невозможно оторвать глаз, и не только его красота притягивает взгляд – человеческая значимость, цельность, тайна и тень трагедии, легшая с юности на ее лицо.Казалось, что она родилась сразу взрослой, у нее смолоду была царственная, тяжеловесная стать и магическая красота, которая заставляла замолкать при ее появлении.
«Я сидел спиной к входу, и вдруг в кафе воцарилась странная тишина. Напряженная и тяжелая до такой степени, что я в какой-то момент подумал, что в кафе вошло гестапо. Но это было совсем иное. То была – Симона Синьоре, она была в такой степени хороша собой, что абсолютно все умолкли и в тишине все следили глазами за силуэтом молодой девушки, проскользнувшей меж столиков».
Так описывает молодую Симону один из ее современников.
Настоящая фамилия Симоны Синьоре – Каминкер, она родилась 23 марта в 1921 году в Висбадене, в зажиточной еврейской семье доктора права и получила прекрасное домашнее образование и воспитание, а затем семья переехала на Юг Франции. Война разорила их семью, дом конфисковали, отец эмигрировал в Англию - оставаться во Франции еврею было опасно. Симона пошла работать машинисткой в газету «Новые Времена».
Вечера юная Симона проводила в кафе «Де флер», где собирались блестящие молодые интеллектуалы. Во Франции в кафе ходят не только для того, чтобы поесть или выпить. Кафе для парижан – это место бесед и встреч, там можно знакомиться, общаться и проводить долгие часы в беседах с друзьями. Обычный для парижанина вопрос: «В каком кафе сидите?». Сидели в «Ротонде», в «Куполь», в «Доме», и у каждого кафе была своя атмосфера, правила, посетители и все были знакомы друг с другом. Именно в кафе «Де флер» и состоялось знакомство Симоны, посещавшей драматические курсы с известным режиссером Ивом Алегре.
Они поженились и Симона, взявшая псевдоним Синьоре, вскоре стала играть главные роли в фильмах своего мужа и становится одной из самых заметных актрис Франции. С рождением дочери семья перебирается в Сен-Поль-де-Ванс , на Юг Франции, поближе к теплу и морю. Этот маленький городок облюбовала парижская богема, уехавшая из Парижа, подальше от послевоенного голода и лишений. В кафе «Золотая голубка» собиралась та же кампания, что и в Париже. Жизнь Симоны была благополучной жизнью обеспеченной жены известного режиссера.
«Посреди двора, окруженная стаей голубей, стоит молодая женщина. Она улыбается, как девушки на старинных картинах итальянских мастеров… Я знаю, что стоит подойти к ней, стараясь не спугнуть голубей, и сказать две-три фразы – просто так, чтобы она повернулась ко мне… Это был счастливый день. И всякий раз, когда я вспоминаю его, передо мной возникают светлые волосы, блики солнца, голуби и Симона, в синих брюках и белой кофте с отложным воротничком, она взглянула на меня и поняла, что я иду к ней».
Такой увидел впервые ее Ив Монтан летом 1949 года.
Их представили друг другу в «Золотой голубке». Они были такими непохожими, что казались людьми с разных планет. Ив родился в Италии в рабочей семье. Отец Ива был коммунистом, и после прихода в Италии к власти фашистов, семья Леви была вынуждена в эмигрировать во Францию. в Марсель. Жили бедно, Иву не удалось окончить школу, с 11 лет, прежде чем стать знаменитым шансонье, Монтан успел поработать грузчиком, шофером, официантом и парикмахером. Стать знаменитым певцу помогла Эдит Пиаф, у которой он прошел великолепную артистическую и жизненную школу.
Они провели вместе четыре дня.
«За эти четыре дня произошло непоправимое, как будто удар молнии сверкнул. В течение нескольких недель мы старались как-то приспособиться, а потом, когда мы приехали в Париж, Монтан сказал мне, что или я собираю вещи и переезжаю к нему, или все кончено. Я собрала маленький узелок. Поломать и изменить свою жизнь и жизнь близких людей трудно и жестоко, но бывает, что это предопределено свыше».
Им было по 28 лет. Они сыграли свадьбу, конечно, в «Золотой голубке», и в этот день голуби залетели внутрь кафе, и одна голубка села Симоне на голову, развернув крылья и все решили, что это хороший знак.
Ив и Симона поселились в Париже втроем с маленькой дочкой Симоны Катрин. Она писала, что в их доме с приходом Ива закончилась теплая вода: теперь был только лед и кипяток. Они жили как на пороховой бочке, бурно ссорились, бурно мирились, их связывала страсть, которая никому другому не оставляла места.
Симона забросила свою карьеру, отказываясь от ролей, она ездила с Монтаном на гастроли, сидела на репетициях, стояла за кулисами во время спектаклей. Она старалась дать мужу все, что знала сама, учила его хорошим манерам, заставляла читать хорошие книги, а ей самой было достаточно ее места в восьмом ряду, где она всегда сидела на его концертах. Монтан говорил «сознание того, что Симона в зале, было высшим счастьем, которое поддерживало меня».
Как-то раз Ив репетировал дома. Симона, как всегда, была рядом, слушала, как он поет и вязала. Злясь и раздражаясь по какому-то поводу он сорвался на жену и крикнул сгоряча: «Чем ты занимаешься? Все сидишь, вяжешь? Говоришь, что не снимаешься, потому что не хочешь, а тебя уже просто не приглашают».
Она молча встала, отложила вязанье, спокойно подошла к телефону, набрала номер и сказала «Я согласна сыграть роль в вашем фильме. Контракт подпишу завтра». И, слава Богу, что в тот день Ив Монтан был не в духе, а то бы мы не увидели один из самых трагических и прекрасных фильмов о любви – «Путь наверх» за исполнение главной роли в котором Симона Синьоре получила премию «Оскар» в 1959 году.
Ее пригласили на церемонию вручения, а Монтана выступить с концертом. В Америке Монтан был прежде всего мужем знаменитой актрисы и его артистическая судьба зависела от первого концерта. И он с честью выиграл это сражение. Восторженные отклики в газетах, именитые гости на концертах и приглашение сняться в одном фильме с главной дивой Голливуда Мэрилин Монро в фильме «Давай займемся любовью».
А дальше судьба Симоны вторично делает крутой вираж.
Ив и Мэрилин, играющие на экране любовников, становятся ими и в жизни. Газетчики и продюсеры хватаются за эту сенсацию, с удовольствием раздувая скандал.
Вспоминает Симона. «Журналисты вцепились в нас – Артура Миллера, Ива Монтана, Мэрилин Монро и меня, заставили играть роли, которые мы не учили, в пьесе, которую мы не читали. Они и представить себе не могли, что мы пережили за эти четыре месяца. Без них не было злой разлучницы-блондинки, жгучего брюнета, книжного червя и вызывающей восхищенье замкнутой достойной супруги – тех театральных амплуа, которые они нам навязали».
Симона, связанная контрактом, улетает на съемки во Францию. Она посылает Иву письмо, где ни единого слова упрека, а только вырезки из газет с фотографиями его и Мэрилин.
«Это было ужасно. Потом все улеглось. Но только внешне. Я видел, что она разбита, глубоко опечалена сознанием того, что десять потрясающих лет, которые мы прожили вместе, оказались омрачены. Я раскаивался… Но жизнь не переделаешь, надо продолжать жить», – вспоминал Ив Монтан свое возвращение в Париж.
Никогда, ни разу, даже во время вспыхивающих между ними ссор, Симона не припоминала Иву эту историю, она вычеркнула ее из памяти, но ее жизнь стремительно покатилась под откос.
Ей было 39 лет. Она отгородилась от жизни алкоголем, и за считанные годы она превратилась в свою тень. Погрузнела, постарела и, казалось, что она целенаправленно губит свою красоту, не желая сопротивляться ни возрасту, ни пагубному пристрастию. Она позволила себе состариться. Даже не раньше срока, а наперекор всему. Когда ее друзья старались помочь, она только отмахивалась.
Непостижимо, но она, казалось, нисколько не страдала по поводу утраченной красоты, а даже с каким-то вызовом выставляя напоказ эти утраты. Симона с удивительным достоинством представала на экране «святым чудовищем», как будто дословно воплощая это французское определение по отношению к великим актерам. И ее продолжали приглашать сниматься, и продолжали сыпаться кинематографические премии, она по-прежнему оставалась любимой и одной из лучших актрис Франции.
Один из последних ее фильмов «Вся жизнь впереди» – оскароносная экранизация одноименного романа французского писателя Ромена Гари. Пронзительная, трогательная, мудрая, полная любви история мадам Розы, старой еврейки пережившей Освенцим, хозяйки приюта для детей проституток, снятая израильским режиссером Моше Мизрахи. Фильм собрал много наград, а Симона получила премию «Сезар», как лучшая актриса года.
Под конец жизни ее отгороженность от действительности становится буквальной – она почти ослепла, отказываясь от операции по снятию катаракты.
Она ушла из жизни 30 августа 1985 года. После ее смерти, Монтан, всегда оставлял во время концертов и спектаклей пустое место в восьмом ряду, «её место».
Ив Монтан пережил Симону на шесть лет. В его жизни появилась молодая женщина, которая родила ему сына. Но когда у него спросили, что в его жизни произошло не так, он ответил: Я хотел бы умереть раньше Симоны».
Ив Монтан умер 9 ноября 1991 года во время съёмок. Он похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез рядом с Симоной Синьоре.