Один из последних случаев из моей практики, связанный с обращением ко мне за помощью так и несостоявшегося (пока) в качестве моего клиента человека, а также неоднократные раздумья над этим случаем заставили меня написать этот пост.
Однажды перед адвокатом или частнопрактикующим юристом, как правило вначале «самостоятельного пути», встает одна моральная дилемма.
Проистекает она из того, что за помощью (вряд ли за услугой в полном смысле слова) иногда обращаются неплатежеспособные люди, а также друзья, родные, знакомые знакомых и иная подобная публика.
Все они рассчитывают в лучшем случае на символическую оплату твоих услуг, а в большинстве же случаев – на оказание такой помощи за символическое «Спасибо!». Прогноз перспектив дела таже не дает ясного понимания того, что тебе с этого что-то обломится.
Если ты начинающий юрист, адвокат и у тебя за душой ни копейки, дырка в кармане, то ты примерно в том же положении, как и твой «бедный родственник». В отличие от математического закона в данной ситуации минус на минус плюса не даст.
Собственно дилемма: помочь в ущерб своим материальным нуждам, а может и в ущерб другим клиентам, которые тебе за работу таки платят деньги, или ограничиться «моральным ущербом», который ты, несомненно, нанесешь себе и «близкому» человеку, отказав ему в услуге «pro bono»?
Выходы из подобной ситуации есть, насколько смог их увидеть для себя я:
1. Бесплатно обслуживание допускайте только для действительно близких людей, ибо они на то и близкие, потому что ты от них уже получил или получаешь на регулярной основе что-то не менее ценное для тебя, чем деньги.
2. Никогда бесплатно или за символическое вознаграждение не обслуживайте знакомых и близких твоих близких: маму друга, жену брата и им подобных. Поверьте, потом это превратится в моральное рабство, когда ты будешь чувствовать себя обязанным по отношению к совершенно чужому человеку, который тебе в жизни ничего не дал и не дает безвозмездно. Да, можете сделать небольшую скидку, но не более.
3. Предлагайте «страждущим» обратиться за бесплатной юридической помощью, ибо профильный закон такое позволяет. Я не говорю сейчас про качество такой помощи, но это все же лучше, чем ничего.
4. Для действительно уникальных случаев, мимо которых пройти невозможно по морально-этическим соображениям (по моему мнению, это страдающие дети, старики, инвалиды или иные люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию вследствие причин, от них независящих; пропившие квартиры и деньги по собственной глупости люди к таковым случаям не относятся), и при этом нет возможности работать «за спасибо» или за «на том свете зачтётся», есть такой прекрасный институт, как краутфандинг. Однако для адвокатов есть одно ясное ограничение при применении данного института: он не должен сам собирать деньги, как на свои счета, так и на счета адвокатских образований, и не должен призывать к сбору средств; все это должен делать либо сам доверитель, либо иной неравнодушный человек или организация.
От себя в качестве морали басни скажу вам – не будьте равнодушными, ибо как писал Донн Джон,
Смерть каждого Человека умаляет и меня,
Ибо я един со всем Человечеством,
А потому не спрашивай, по ком звонит колокол:
Он звонит по Тебе.