Найти тему

Тайм-менеджмент для подростков: в чём могут помочь родители?

Оглавление

Собранный и организованный подросток достаётся далеко не всем родителям

Этим качествам приходится учиться долго, да и что скрывать, не все взрослые справляются с многочисленными делами. Мы часто говорим, что у нас нет времени на то или это. На соцсети и интернет при этом времени всё-таки хватает.

До 13 лет родители обычно сами руководят распорядком дня ребёнка. Но вот после этого возраста ужесточать контроль, запрещать играть в игры, общаться в соцсетях и вообще распоряжаться его временем становится всё труднее. Наверное, это и бессмысленно. Полезнее приучить подростка к тайм-менеджменту.

Если мы научим взрослеющего ребёнка сознательно и быстро выполнять свои обязанности, у него появится мотивация: раньше позволить себе отдых и не вызывать шквал негативной реакции взрослых.

Какие же советы по тайм-менеджменту для взрослых подойдут подросткам?

Первое – это определиться с тем, что вообще надо сделать. Школьный дневник обычно вызывает не самые приятные эмоции, а вот красивый блокнот или специальная программа в телефоне (например Todoist) подарит ощущение взрослости.

Приложений великое множество. Часть из них позволяют работать в команде, а это очень удобно при работе над совместными проектами или при выполнении домашней работы.

Начать лучше с создания списка дел на день, неделю, месяц. Для этого надо сесть в спокойном месте подальше от гаджетов и сосредоточиться на задачах.

Разгрузить оперативную память – и выгрузить дела на бумагу. Когда на листе появятся актуальные дела: уроки, задания по внеклассным занятиям, домашние дела, общение с друзьями и родственниками, – надо приступать к следующему этапу.

Нужно поделить список дел на группы, когда важно выполнить то или иное дело: сегодня, на неделе или в течение месяца.

-3

Пришла пора заполнять дневник дел (в бумажном или электронном виде). Здесь важно записать дело как можно конкретнее: не «навестить бабушку», а «приехать к бабушке в среду в 18.00» или не «сделать домашку по русскому», а «выполнить упражнение N по русскому в понедельник».

Остаётся вопрос: а как сделать такое расписание реалистичным? То есть важно не перегружать подростку свой день и всё успевать, что запланировал. И в то же время не отлынивал.

Здесь можно посоветовать подростку последить за своей продуктивностью в течение дня с помощью таймера. Сколько уходит времени на чтение параграфа? А на решение задачи по математике? А на мытьё посуды? Только надо исключить соцсети и учитывать чистое время работы. С учётом этих цифр можно заполнять свой блокнот конкретными задачами.

Лучший стимул – свободное время. Сделает быстрее – может посидеть в телефоне, продолжить игру. А потом дальше двигаться по списку дел. Ведь главное – достижение результата, а не потраченное время.

Отбирать телефон и ставить программы, контролирующие проведённое время в сети, – не лучший вариант в подростковом возрасте. Гораздо лучше действует совет просто следить за тем, сколько времени он проводит в телефоне. А потом вместе подумать, что бы он мог успеть за это время.

Итак, поняв важность тайм-менеджмента, начните с приятного.

  • Выберите вместе красивый ежедневник, блокнот или онлайн-программу для ведения списка дел.
  • Каждую неделю (в выходные это займёт полчаса) повторяйте следующую цепочку: «разгрузить память – составить список дел – разделить на категории – составить расписание на день/неделю/месяц».

Если родители сами будут вести такие ежедневники и совершенствовать свой собственный тайм-менеджмент, то ребёнку будет всё понятнее. А если вы допущены к совместному составлению планов, то это здорово и очень укрепляет близкие отношения с подростком.

Поделитесь, как у вас обстоят дела с тайм-менеджментом? Пробовали ли вместе планировать время?

Автор: Екатерина Гладкова

Редактор: Наталья Шишкина

Опубликовано: ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

-5