Не прошло и двух лет с публикации первой статьи канала, а основной материал уже закончился. Этот печальный факт свидетельствует о многом сразу, но в первую голову – о моей слабой начитанности.
В самом деле, уже в ходе подготовки статей я открывал для себя новые, ранее нечитаные книги и статьи. Кое-что нашёл сам, а кое-что подсказали комментаторы. Здесь надо сказать слова благодарности всем тем, кто высказывался по поводу статей (даже тем, кто приходил специально чтобы написать гадостей). Так уж устроена жизнь, что в ней всё к лучшему; разумеется, кроме смерти.
В живом (хотя местами и матерном) диалоге с комментаторами я сумел лучше понять многие из собственных взглядов на события прошлого, а иные так даже и пересмотреть. Как уже говорилось, из комментариев я узнал и о некоторых источниках. Особую мою благодарность заслужили те читатели, которые вызвались помочь с материалами или статьями.
Но и тем, кто не стал высказывать своё мнение, я благодарен. Не скрою, на первых порах я сомневался в нужности своей затеи, и только цифры дочитываний убедили меня в обратном. Здесь надо вспомнить добрым словом и тех людей, кто упомянул мой канал в своих соцсетях.
Короче говоря, спасибо тебе, дорогой читатель. Без тебя я бы не справился.
Обычно так говорят прежде чем попрощаться. Типа, спасибо этому дому, пойдём к другому.
Ну, нет. Одержимость так просто не лечится*. Я не собираюсь забрасывать канал, поскольку жалкая сотня статей отнюдь не исчерпывает всех вопросов о Халхин-Голе. Я всего лишь завершил основной костяк рассказа (и то с досадными пробелами).
Но да, у меня кончился основной материал. Им была книга Элвина Кукса, достойная самой высокой оценки. Хотя в ней имеются недостатки, и даже ошибки, она была для меня незаменима по двум причинам сразу: во-первых, она неизвестна широкому кругу читателей в России (+100 к интересности статьи), а во-вторых, она предлагает готовую канву повествования (+100500 к скорости – бери, сокращай и делай статьи для бложика). С таким роскошным источником можно было поддерживать очень приличный темп: я старался публиковать статью раз в четверо суток, хоть и не всегда выдерживал это правило.
Теперь халява кончилась. Всё, что было сделать легко, сделано. В будущем мне придётся сидеть над статьями ощутимо дольше, и темпы неизбежно упадут. Может быть, даже ниже плинтуса.
Некоторые статьи в будущем будут посвящены узким, частным вопросам. Например, я намерен покопаться в японских документах и попытаться решить некоторые вопросы о числах. Например, сколько японцев удастся насчитать на момент августовского наступления советских войск. Или, скажем, сколько японских потерь удастся насчитать за весь период боевых действий: а вдруг правы критики, и Императорская армия просто занизила цифры итоговых отчётов в три раза?
Есть также немало вопросов, по которым информация имеется, но слишком уж краткая, чтобы наскрести на полноценную статью. Ну, например, есть в нашем распоряжении карта, показывающая отражение 8-й мотобронебригадой некрупной атаки японцев 27 августа. Карта есть, а описания боя нет (ни нашего, ни японского). Или вот другой пример – в одной из статей я упоминал что не нашёл где находится пункт Дебден-Сумэ. Ну, я потом нашёл, но на целую статью там тоже не наскрести. Поэтому я думаю опробовать очень мне несимпатичный формат поста. Вдруг я был к нему несправедлив?
Кроме того, ко мне в руки попало некоторое количество копий архивных документов, которые вроде бы ранее не публиковались. Я думаю опубликовать их на канале как они есть, без моих собственных рассуждений.
Несколько раз комментаторы спрашивали, не собираюсь ли я применить себя к другим межвоеным конфликтам – скажем, Финской войне или Хасану. Друзья мои, одержимость так не работает. Я ещё могу вообразить что когда-нибудь в абстрактном светлом будущем я доберусь до Хасана – очень уж многое роднит его с Халхин-Голом – но Финская война? Разве что медицина сильно шагнëт вперёд.
Вот и всё, что я хотел сказать прежде чем взять паузу на подготовку следующей статьи.
__________________________________
* Автор офицально сообщает что речь не идёт о психиатрическом диагнозе. Если автор и псих, то пока нераскрытый.