Валерий Мурзин
Отогнав Зил-131 роты связи на комендатуру «Черняево», она же одноименная застава, Валера Добрынин возвращался на свою Дывенадцатую, «Толбузино»
Возвращался в гордом одиночестве, по стыкам.
Пояснение автора канала:
Передвижение «по стыкам» это такой способ движения, когда, выходя или выезжая с одной заставы, пограничник или группа пограничников доезжает/доходит до стыка с соседней, далее вместе с нарядом соседней заставы до стыка с другой соседней и так далее, до места своего назначения.
Поскольку движение планируется от стыка одной заставы до стыка с другой, этот способ так и называется – «по стыкам».
Комендант выделил машину и в пять тридцать, лейтенант с нарядом уже был на стыке с соседями. На этом везение закончилось. Соседи наряд на машине не выставляли, и Валера протопал шестнадцать километров до Тринадцатой, носившей красивое название «Ольгино». На этой таёжной заставе он и переночевал.
В четыре утра его разбудил сержант с повязкой дежурного.
К великой радости лейтенанта и пограничного наряда заставы, с которым он должен был выдвигаться, им выделили машину.
Через полчаса Добрынин уже находился на участке родной заставы. Высадив лейтенанта и пограничный наряд, машина ушла.
Валера попросил у связиста телефонную трубку, подсоединился к линии связи и доложил своему начальнику о прибытии на стыковой участок. Приняв доклад, Кожин отправил за Добрыниным машину.
Попрощавшись с пограничниками ,которые пошли выполнять свою задачу лейтенант прилёг на сочную траву, проводил взглядом удаляющийся пограничный наряд и закрыл глаза, блаженно потянувшись
Полежав пять минут, немного помучавшись от безделья, Валера решил пойти навстречу машине. Как говорится, нет ничего хуже, чем ждать и догонять. К тому же утренний ветерок окреп, пригнал из Китая свинцовую стену туч. Зарядил проливной дождь.
Форма, напитавшись влагой, неприятно холодила и липла к телу. Промокнув до нитки, лейтенант перешёл на быстрый шаг, чтобы немного согреться. Протопал два километра, отмерил уже три, машина не появилась.
Он остановился, стал прислушиваться к звукам. Постояв пару минут, Валера не услышал характерного нытья двигателя и двинулся дальше. Ливень немного угомонился и превратился в ленивый дождичек.
Впереди метрах в пятидесяти, широкий ручеёк, приток реки Ольга, змейкой пересекал КСП. Во время сильных дождей он превращался в реку, своим бурным потоком подмывал берега, смывая грунт, траву и мелкие деревья.
В этом месте сигнализационная система, как и положено, была оборудована противоподкопом, а берега опутаны тонкой проволокой малозаметного препятствия — МЗП.
Лейтенант насторожился, кто-то ползал по берегу, задевая проволоку. Может это человек пытается преодолеть сигнализационную систему и КСП, используя непогоду, или это животное?
В любом случае необходимо выяснить причину. Разглядеть издалека, кто там копается, не удалось. Лейтенант напрягся, перешёл на мягкий шаг разведчика.
Валерий сошёл с дороги в лес и стал неслышно подкрадываться с подветренной стороны. На «кошачьих лапах», шаг за шагом подобрался к нарушителю. Возле проволоки крутился поросёнок, пытаясь пролезть к воде. Полосатые бока подсвинка блестели от дождя.
«Вот это удача! Если удастся загнать в паутину проволоки кабанчика, он запутается в ней, и можно будет его брать голыми руками. Это произведёт фурор на заставе. Замбой без оружия взял дикого молочного кабанчика!» — подумал Валера.
Он стал подкрадываться ближе, чаще останавливаясь, замирал, чтобы не спугнуть зверя. Когда оставалось всего метров пять — шесть, кабанчик насторожился, повертел пятачком носа, принюхиваясь. Валера понял, что кабанчик его учуял, выскочил, расставив руки в стороны.
Поросёнок испуганно хрюкнул, дёрнулся в сторону и запутавшись в проволоке, отчаянно завизжал. Лейтенант подбежал, схватил его одной рукой за задние копытца, второй пытаясь освободить из проволочной петли дёргающуюся добычу. Но не тут-то было.
Из леса, метрах в ста от него, выскочил секач килограммов на триста — триста пятьдесят. Из разинутой пасти его торчали саблями изогнутые клыки. Боров огляделся, заметил лейтенанта, захрипел, выбросил землю из-под задних копыт и бросился на него.
Бросив поросёнка, Валера рванул к ближайшему дереву. Инстинктивно выбрал дерево толщиной сантиметров десять-пятнадцать, чтобы удобней было забраться, обдирая ладони о кору, он полез вверх. На соснах ветки начинались метрах в пяти от земли. Добрынин, стиснув зубы и сопя, добрался до первого солидного сука. Сел, устроился удобнее, плюнул с досады вниз.
— Удача, удача… Ручной тормоз. Надо было оружие взять с собой, хотя бы пистолет. Кабана бы отпугнул и подсвинка добыл. Сейчас машина приедет, а «герой-охотник» на дереве дятлом сидит. Ржать будут всей заставой неделю. Уйди на фиг от дерева, «кабанеро». — лейтенант от досады за свою оплошность закричал на кабана.
Боров отбежал к подсвинку, поддел клыками проволоку, стал рвать, освобождая от неё поросёнка.
Только сейчас, когда появилась минута, другая свободного времени, лейтенант осознал, какой опасности он избежал. До этого у него не была времени размышлять, он действовал автоматически. Добрынин устроился удобней, с облегчением выдохнул. Стал наблюдать за секачом.
Кабан высвободил поросёнка, развернулся, ринулся к дереву, где сидел лейтенант, и со всего разбегу прыгнул вверх. Его туша подлетела метра на три. От неожиданности лейтенант чуть не свалился вниз, его сердце тревожно забилось в предчувствии беды.
Такого он ещё не видел, чтобы кабан запрыгивал на деревья. Секач ещё два раза повторил попытку добраться до лейтенанта, но неудачно. Обежал вокруг дерева, покопался пятаком в корнях и стал рыть яму.
Секач освобождал корни дерева и рвал их клыками. С каждой минутой яма увеличивалась в размерах.
Машины всё не было.
Через тридцать минут кабан вырыл траншею вокруг дерева глубиной больше полуметра. Корни оборванными нитями свисали в яму. Кабан выбрался из ямы, отбежал в сторонку и с разбега ударил лбом дерево. Сосна немного накренилась.
У Добрынина перехватило дыхание, возникший в груди холодок вдруг пробежал по спине морозной дрожью.
Он ухватился обеими руками за ствол, встал на ноги. Мышцы свело судорогой, и ноги, став в миг непослушными, соскользнули с ветки. Валера повис на руках, пересилив боль подтянулся, забрался снова на ветку, затем полез выше. Осмотрелся. Определил в какую сторону упадёт ствол. Примерился, есть ли возможность при падении дерева перепрыгнуть на соседнее. Он начал разминать руки и ноги, затекшие от долгого сиденья на сучке. Добрынин выругался. Досада на себя и злоба на кабана помогли ему удержаться.
Кабан не уходил, упрямо продолжая рыть, он периодически разбегался и таранил лбом дерево. Сосна кренилась с каждым ударом всё больше. Ещё несколько минут, дерево упадёт, и здоровый кабан просто затопчет лейтенанта.
Валера добрался до макушки, где ствол можно было обхватить кистью руки, стал готовиться к прыжку на соседнее дерево. От волнения ладони вспотели. Испуганной мышью мелькнула мысль: «Вдруг не допрыгну или сорвусь вниз». Взглянул вниз, чтобы оценить расстояние и…
Кабан остановился, повернул голову к дороге. Настороженно замерев, он прислушивался, нервно дёргая кончиками ушей. Естественно кабан обладал лучшим слухом, чем человек и первым услышал звук подъезжающей машины.
Секач постоял несколько секунд. Задрал рыло вверх, принюхался, хрюкнул недовольно. Посмотрел красными глазами на лейтенанта, как бы запоминая его, и не спеша потрусил в тайгу.
— А-а-а, «кабанеро», запомнил меня, я тебя тоже,— негромко произнёс Валера.
Скорее всего, это был тот самый секач, который с завидной регулярностью рвал систему на участке. Кабан дважды в сутки, после восхода и перед закатом солнца, водил семью на водопой к Амуру, как будто для него не существовало других рек.
Добрынин подумал, что надо устроить засаду на зверя. Убив кабана, выполнить две задачи: заготовить мясо и прекратить постоянные обрывы сигнализационной системы упрямым секачом.
— Поохотимся. Придётся по твою душу прийти.
Пока машина поднималась на сопку, Добрынин успел сползти на землю, отряхнуться, размять затёкшие части тела. ГАЗ-66 полз на диске, одно колесо спустило. Слава богу, что пограничники не застали замбоя, сидящим на суку.
— Привет бойцам невидимого фронта! Чего это вы ползёте, как черепахи, да ещё на развалине? — спросил Добрынин у водителя, кивая на машину.
— Здравствуйте, товарищ лейтенант. Одна «шишига» ушла с тревожкой, пришлось на этой за вами ехать, сами знаете — на ладан дышит. Сначала один скат пробили, сменили на запаску, потом второй спустил. Подкачка воздуха отказала, вот и ползём, —оправдывался водитель.
— Весело! Ладно, машину в чувство дома приводить будем. Поползли на заставу, черепашки ниндзя.
___________________________________________________________________________________
- · Это отрывок из книги моего друга и коллеги по службе на афганской границе и по работе по гуманитарному разминированию в Хорватии офицера – пограничника, сапёра – выпускника ТВВИКУ – 93 Валерия Мурзина.
Книга, хотя и написана в художественном стиле, на самом деле автобиографическая.
Многие фамилии участников событий изменены, но легко узнаваемы теми, кто прошел службу в Войсках. Некоторые фамилии подлинные, как подлинны и все события, описанные в книге.
Фрагменты публикуются по согласованию и с разрешения автора.
Если кому то интересен бумажный вариант книги для своей библиотеки, можете связаться напрямую с супругой автора по электронной почте Lyuda402@mail.ru
___________________________________________
- · Комментарий Автора канала / заметки на полях
Первый вопрос, который я задал Валере, когда готовил эту публикацию – «А какого бена ты без оружия вообще поперся в эту командировку??» Тем более, что весь маршрут был вдоль границе, по системе. То есть в пределах пограничной зоны и пограничной полосы.
- А согласно Наставления по службе пограничных нарядов, которое действовало в то время, во ВСЕХ случаях нахождения в пограничной зоне, пограничной полосе пограничник находится в положении «на службе» ©
Уже двадцать пять лет прошло, как ушел в запас, а до сих пор наизусть помню.
- И в старой Инструкции по службе пограничных нарядов, по которой учился в Училище и которая была перед Наставлением, тоже самое было сказано.
Ведь ладно, кабан,- а если яшка бы вылез…
Ответ напомнил мне меня самого в пору моего лейтенантства– «А на к…я? Пистоль бесполезный, а шлепать 90км с автоматом и магазинами да на к…й нада.» ©
Надо признать, по молодости сам выпазил с заставы ночью на проверку один и без оружия, но там другая тема была-
Проверка нарядов – это такой же вид пограничного наряда, как и все остальные. А на афганской границе по Приказу состав наряда должен был быть не менее трех человек. Это если недалеко от заставы.
Соответственно, помимо того, что надо в Книгу пограничной службы записать себя, любимого и еще двух бойцов, надо записать выдачу оружия на нас троих у Дежурного по заставе. И чтобы по времени совпадало.
И самое главное – надо этих двух бойцов найти. Потому как отдельно для проверки нарядов бойцы никогда не планировались, по причине хронического некомплекта личного состава на заставах.
А «догружать» двумя -тремя часами кого то не получится – все задействованы на полную, касаемо служебной нагрузки.
И все это проверяющие из Отряда проверяли….
Вот и приходилось крутиться – младшими наряда и в Книгу и в Журнал выдачи записывали повара, истопника, рабочего по кухне (если он выделялся), а сам топал один-одинёшенек.
А тут еще засада: автомат взял в оружейке – дежурная служба границу быстро оповестила о выходе.
Вот и приходилось – немного покрутившись на заставе, втихую сваливать на границу, на радость и изумление пограничным нарядам.
- Правда, несколько раз испытав чувство сжатия седалищного мускула, когда в кустах кто-то шумел из представителей памирской фауны, немного изменил свое мнение.
Пистоль стал с вечера с сейфа Шефа забирать, но все равно – больше для самоуспокоения. Несерьезная это вещь в горах.
А вот кабан или медведь – это уже серьезно. Что на Дальнем Востоке, что у нас.
Про встречи с медведем я уже писал, а вот про кабанов…
На «Шагоне» Володя Коновалов, разведчик, как то ночью приехал, привез добытого кабана. Блин, он лежал на земле, была полная луна, светло – и было реально страшно около него находится, даже уже добытого. Он был просто огромный…
После этого я как то с трепетом отношусь к данному виду источника мяса.
Году в 1990, летом, уже на Пятой, ехали с водителем «шишиги», Саней Кравченко, по рубежам прикрытия. А там рубежи по дамбе проходят.
Саня кричит – Кабан, кабан!!
Смотрю, под дамбой стадо пасется. Тормознули, вылез на кабину – они нас не видят. Выбрал цель – бабах! Готово, упала тушка пластом.
Саня все рвется - давайте,давайте пошли!!
Ага, сейчас. После того, как мы со Стасом, моим тогдашним Шефом и с этим же Саней ночью на кабанов сходили – дурных больше нет.
Доложился на заставу, дождался, пока приехал Стас и уже группой пошли забирать. И оказалось – не зря. Тушка поросенка-полосатика придавила собой и он так тихо попискивал. Стопудово, стадо далеко не отошло, пошли бы вдвоем – неизвестно как бы дело повернулось.
А тут Валера решил живого, запутавшегося в проволоке и верещавшего поросенка, добыть.
Забыв, что дети в лесу одни не гуляют 😏
Смелый парень… Повезло, что дерево подходящее нашлось и наряд все таки приехал почти вовремя.
Так что, братцы –пограничники, кто еще несёт службу, не забывайте – ствол лишним не бывает. Как и патроны.
Всем добра.
- Остальные публикации канала
- Рекомендации канала:
Андрей Мусалов. «Таджикистан:1992-2005. Война на забытой границе»
Многие эпизоды этой необъявленной войны тогда были мало кому известны…
«Краснознаменный Среднеазиатский пограничный округ.1922-2022» История Округа – сборник к столетию основания Округа.
#служба #история #государственная граница #книга моя граница #ссср #воспоминания пограничника #валерий мурзин #пограничная застава #толбузино #кдпо