Есть фильмы которые входят в сознание зрителей не на одно поколение и потом все считают их классикой, бессмертным примером творческого наследия подлинных гениев без возможности кому-то другому повторить подобное. Я не буду сейчас разбирать мировую классику, а хочу поговорить о нашей любимой всеми ленте Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя". Безусловно, к числу не смогущих никогда увянуть в памяти советской надо отнести "Два бойца" Леонида Лукова, "Павла Корчагина" Александра Алова, "Два капитана" Евгения Карелова, ,"В бой идут одни старики" Леонида Быкова, "Офицеры" Владимира Рогового и множество других картин - перечислять которые можно бесконечно. А вот нынешнее российское кино не может похвастаться ничем иным, кроме ремейков второсортного качества.
Полагаю, что в сердце каждого человека живёт Глеб Жеглов и Володя Шарапов которые "ловят банду и главаря". Но это и не удивительно, поскольку все помнят лихие 90-тые, когда вопрос поднявшей голову преступности не мог оставить никого равнодушным. Позицию Глеба Жеглова, думаю разделяло подавляющее большинство:
Фильм Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", снятый по книге Аркадия и Георгия Вайнеров "Эра Милосердия" в 1978—1979 годах, по прежнему неумолимо заставляет всех нас смотреть его снова и снова. Просто удивительно, что картина не получила кинематографических наград, правда создателям фильма вручили почётные грамоты МВД - хоть так. Правда, Высоцкому трижды присуждали посмертно награды за исполнение роли капитана Жеглова, Владимир Конкин в 1999 году также был удостоен премии МВД России за создание образа Шарапова - лучше поздно, чем никогда.
Я посмотрел этот фильм первый раз в далёком детстве и он произвёл на меня неизгладимое впечатление. Это сегодня подростки смотрят "Академию Амбрелла", иногда пересматривают "Властелина колец", кино-историю про Гарри Поттера, в моё время - всё было иначе. Как любого тогдашнего советского мальчугана меня притягивали фильмы про войну и борьбу с преступностью. Конечно не оставили равнодушным "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", "Бронзовая птица", но телесериалы: "17 мгновений весны","Щит и меч" и "Место встречи изменить нельзя" занимали, безусловно, совершенно особое место.
Годы шли, была прочитана "Эра милосердия", которая внесла существенные коррективы в представление и понимание любимого мной фильма. Образы Шарапова и Жеглова стали для меня другими, отличными от фильма. Шарапов и Жеглов практически ровесники, Алексею было 22 года, Глеб всего на несколько лет старше.
Почему Шарапова, героя войны, превосходящего по всем критериям американского Рэмбо, Говорухин делает только наивным юным стажёром, а Глеба Жеглова, матёрым и давно состоявшимся сыскным профи, который, тем не менее, всего лишь - капитан - для меня загадка.
Что мы знаем о Шарапове? Он был разведчиком, 42 раза ходил за линию фронта, командовал разведротой, а с 1944 года разведротой штрафбата. 5 раз ранен, но в фильме у него только две планки ранений, оба тяжёлых, куда делись остальные - совершенно не понятно. По книге у него 14 наград, в кино всего 11 - интересно почему? Но даже к тем, что остались, есть вопросы. От чего демонстрируя свой наградной иконостас в ноябре 1945 года, Шарапов уже имеет ряд медалей, которые будут учреждены позднее, это: "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина","За победу над Германией"? Неужели это было сложно отследить? Орден "Virtuti militari", - польская награда, которой у Шарапова не было в книге, выдавалась низшим чинам армии. Кстати, орден этот выглядел иначе:
Польской медали "За храбрость" не существует, есть просто Военный знак отличия «Krzyż Walecznych» (Крест Храбрых):
Под орденами виден знак "Гвардии", почему-то послевоенного образца:
Откуда спрашивается этот знак? Шарапов c 1944 года командовал штрафной ротой. Вы слышали о штрафниках-гвардейцах, я - нет.
Почему Шарапов, с ног до головы увешанный орденами и медалями, ротный командир - просто - старший лейтенант? Не сложились отношения по службе, бывает, всякое бывает, но ровным счётом ничего не объясняет. Ну хотя бы он должен иметь звание капитана, как тот же Жеглов. Владимир Иванович Шарапов, по идее, главный герой этого фильма, поскольку именно ему Вайнеры уделяли своё творческое внимание, делая из него, по сути, идеального и непобедимого советского героя. Но вместо этого, главной фигурой картины "Место встречи изменить нельзя" становится почему-то Жеглов, который после этой истории, уходит в тень навсегда. Оно и не удивительно, Жеглов, у Вайнеров - карьерист, взяточник, беспринципный человек. В картине Говорухина, напротив, он пример принципиальности, ответственности, подлинного боевого товарищества и беспристрастной борьбы за правое дело. Шарапов же, намеренно выставлен на фоне Глеба несмышлёным стажёром, который однозначно долго не задержится в МУРЕ, а о его службе на войне, боевом и жизненном опыте можно судить лишь по двум моментам - этим нелепым (неизвестно откуда взявшимся) наградам, которые болтаются на нём, как украшения на новогодней ёлке и по игре (в малине Горбатого) на пианино. Всю боевую историю Шарапова (и Левченко) которую рассказали в двух сериях, зачем-то взяли и вырезали, хотя она бы пролила свет на то, каким был, на самом деле, ротный командир разведки и его боевой товарищ.
А вот виртуозную игру на пианино - явно профессиональную - взяли и втюхали. Фронтовой опыт Шарапова идёт лесом, а навыки виртуоза музыканта (ненавязчиво) выкатили на передний план (так, кстати, лучше зрительским сознанием манипулировать), поэтому естественно, из этого сам собой напрашивается простой (как три копейки) вывод - пока все воевали, Шарапов лабал на пианино, а все медальки получал либо от своего генеральского папаши, либо за музыкальные услуги. Ну вот зачем, спрашивается, так сделал Говорухин?
Несмотря на своё исцарапанное лицо и гламурную небритость, понятно, что Конкин, никак не тянет на фраера, сидевшего в камере с Фоксом, который ему (вдруг взял и) доверился. Векшина раскололи за три минуты, хотя он выглядел и вёл себя вполне подобающим образом (в сравнении с Конкиным-Шараповым). Несмотря на то, что время на его проверку у бандита практически не было, он его сразу расколол и убил:
Конкина-Шарапова допрашивали всей бандой, включая очень ушлых и (по бандитски) умных женщин, но всё бестолку, ему верят, он обводит всех вокруг пальца и навязывает безумный план спасения Фокса, который, за между прочим, по его же словам, обещал сдать всю их банду. Цирк да и только.
Братья Вайнеры были очень недовольны выбором Конкина на роль их Шарапова, Аркадий Вайнер, говорил:
"Не надо быть самому фронтовиком, не надо быть ветераном и иметь семь пядей во лбу, чтобы представить, что разведчик, который захватывает в плен фашиста на его территории и тащит его на плечах через линию фронта, должен быть убедительно сильным мужчиной. Володя Конкин никак таким мужчиной не мог выглядеть, он не был им рождён...
Когда эти пробы были показаны на Центральном телевидении, оказалось, что наше мнение разделил худсовет в полной мере – ни одного голоса за Конкина не было подано, и режиссёру официально предложили искать другого артиста..."
Но Говорухин, манипулируя провальными пробами других актёров, добился своего, Конкин стал Шараповым. В результате вместо подлинного, волевого и сильного героя, которого создали и любили Вайнеры, мы получили - юного, беззубого интеллигента-стажёра, а героем за место него стал - Глеб Жеглов - великовозрастный капитан (карьерист и взяточник).