Найти тему
Cinema Critique: всё о кино

Ужас, ставший культовой классикой: как все полюбили и испугались «Джиперса Криперса»

Этот хоррор 2001 года действительно произвел некоторый фурор – тем интереснее, что «бум» фильма пришелся на нулевые, когда ужасы теряли свою репутацию и не могли похвастаться былой славой. «Джиперс Криперс» Виктора Сальвы содержал в себе готовую формулу успеха, поэтому фанаты жанра встретили картину с огромным энтузиазмом.

Перво-наперво, он подарил образ крылатого демона-людоеда, чья загадка сохранялась вплоть до финальных титров. А еще там была умопомрачительная погоня в духе «Дуэли» Спилберга и «Безумного Макса» – адреналиновую раскачку фильм предлагал уже на первой десятиминутке, пугая своим бесперебойным темпоритмом. Вспомните ржавый грузовик и его тревожный клаксон – даже спустя двадцать с лишним лет этот эпизод по-прежнему заставляет нервно ерзать.

И, разумеется, цимес ленты – в тонком маневрировании приемами жанра. Сюжет здесь разбит на несколько самостоятельных подфильмов (поговаривают, что реальное убийство в Мичигане вдохновило на сцену с трубой и заброшенной церковью), где история «Терминатора», «Попутчика» и «Техасской резни бензопилой» словно вшита в одну секвенцию. Дорожная нервотрепка сменяется унылыми и мрачными панорамами юга, а она – знатной бойней в полицейском участке, поставленной в духе кэмероновского боевика.

Критики нередко ополчались на «Криперса» с банальными претензиями: фильм-де сохраняет интригу только в первых тридцати минутах, прежде чем скатиться в утомительное клише, персонажи-подростки не по-детски глупят, а спецэффекты здесь – чистая халтура. Однако сложно не поддаться зловещему обаянию этой атмосферной ленты, которая преследует тебя, подобно винтажному грузовику из 50-х и хватает на свой крючок.

Для жанрового безрыбья нулевых, фильм Сальвы оказался настоящим глотком свежего воздуха – тревожным, таинственным и в меру ироничным хоррором, иными словами – приятным артефактом, который поклонники жанра охотно ставят в пример.