Компания называется Huy Fong's Sriracha и у нее была весьма необычная история появления на свет. Сейчас фирма выпускает один из самых популярных соусов в мире, но в самом начале мало кто мог поверить в такое будущее.
Руководителем компании является американец вьетнамского происхождения Дэвид Тран. Товарищ свой продукт называет «соус иммигрантов» и уверен, что он не нуждается в рекламе, потому что отлично продет сам себя.
История Huy Fong's Sriracha
Все началось 1930-е годы в тайском портовом городе Шри Рача (собственно, от названия этого города произошло название соуса), когда домохозяйка Таном Чаккапак приготовила острую добавку к еде из перца чили, уксуса, чеснока, сахара и соли.
Это и стало базовым рецептом легендарного азиатского соуса Шрирача, которому вскоре предстояло покорить весь мир.
А создатель компании, которая станет самым известным производителем данного продукта, в 70-е годы даже не подозревал о своем будущем и спокойно служил в должности майора вьетнамской армии.
Все изменилось в 1978 году, когда новое коммунистическое вьетнамское правительство начало бороться с этническими китайцами на юге Вьетнама и семья Дэвида Трана присоединилась к 3000 убегающим от преследования беженцам.
Из коммунистического Вьетнама они уплыли на тайваньском грузовом судне под названием Huey Fong (означает «Сбор процветания»). Это словосочетание и вдохновило Дэвида назвать свою новую компанию – Huy Fong Foods.
Семье Трана было предоставлено убежище в США. Так он оказался в Лос-Анджелесе. Там про соус Шрирача никто еще не слышал и Тран решил познакомить местных с острой добавкой, только немного изменив классический рецепт. Вместо чили он использовал халапеньо.
В 1980 году предприниматель разливает острый соус по детским бутылочкам и продает их прямо из семейного фургона Chevy. В первый же месяц удается заработать $2300. Очень внушительная сумма для бедной семьи иммигрантов.
Чтобы как-то выделятся среди других производителей Тран придумал клеить логотип петуха на все, что он продавал. Почему именно петуха? Дэвид родился в 1945 году: в год петуха по азиатскому гороскопу.
Позже детские бутылочки заменили на специально разработанные для его соуса, которые было очень удобно сжимать. И еще добавили зеленую крышку. Она символизирует «свежесть».
Соус начали поставлять в азиатские рестораны и бакалейные лавки Лос-Анджелеса. Продажи неуклонно росли. Продукт очень нравился гостям и владельцы заведений рекомендовали соус Трана своим коллегам.
Предприниматель продолжал постоянно улучшать производство и расширять склады, чтобы удовлетворить спрос:
– 1980 год: здание площадью 450 м2 в китайском квартале Лос-Анджелеса.
– 1987 год: добавляется склад площадью 6 300 м2
– 2010 год: обновленный склад площадью 60 000 м2
В чем же успех
Возможно, он отчасти связан с консервативными взглядами Дэвид Тран на продажи и на систему продвижения продукта. Сейчас многие бы поспорили с его подходом, но человек не изменял своим ценностям и у него все получилось.
– У Трана отсутствовал отдел продаж. Он до сих пор работает через 10 дистрибьютеров, которые появились у него на заре становления фирмы. Более того, его оптовые цены с тех времен почти не изменились.
– Он не тратил и не тратит деньги на рекламу. Соус Шрирачи – сам по себе бренд, который распространяется через «сарафанное радио».
– В 2019 году объем продаж компании достиг 150 млн долларов (это около 10% рынка острых соусов США).
Поставщик однажды сказал Дэвиду Трану, что его соус слишком острый и предложил «добавить томатную основу», чтобы было слаще. Тран ответил: «Острый соус должен быть острым. Если вы не любите острое – кладите меньше. Мы майонез здесь не делаем.
– С таким небольшим количеством ингредиентов Тран смог выбрать и оставить себе только лучшие из них. Это позволяло держать стабильно высокое качество продукта.
– Например с поставщиком халапеньо у Трана был эксклюзивный контракт в течение 28 лет. К сожалению , в 2017 году партнеры поссорились (были судебные иски) и Huy Fong теперь получает заказы от 3 поставщиков.
– Тран никогда не регистрировал торговую марку «Шрирача», но он зарегистрировал зеленую крышку и символ петуха.
– Еще он очень своеобразно относится к конкурентам, которые делают такой же соус. Он называет их «бесплатной рекламой» своего продукта.
– Тран не нуждается в деньгах. Его девиз: «соус для богатого человека по цене для бедняка». Создатель ограничивает розничную цену своего продукта. Она не должна быть выше $10.
Моя американская мечта никогда не заключалась в том, чтобы стать миллиардером. Мы начали все это, потому что нам нравится свежий острый соус.