Остап Бендер знал 400 относительно честных способов отъёма денег. Не отстают от него и современные последователи. Как обманывали в начале прошлого века нерадивого обывателя – расскажет старинная газета…
1. Старый способ отъёма денег
6 октября 1900 года, с парохода, прибывшего из Калача, в числе других пассажиров, сошла на берег станицы небольшая группа рабочих: три мужчины и одна женщина. Был уже вечер, и сошедшая с парохода компания расположилась в бараке для рабочих, при железнодорожной станции «Аксай», в ожидании поезда «дешёвки», чтобы на нём двинуться на родину, куда-то в Воронежскую губернию. Вскоре к ним присоединился какой то неизвестный. Узнав, куда едет компания, он назвался земляком и посоветовал ехать на родину вместе с ним не в пассажирском поезде, а в товарном, обещая, что такой проезд обойдётся всего в несколько копеек.
Землякам было на руку истратить в дороге поменьше денег, заработанных на Дону тяжким трудом, и они с охотой пошли с новым знакомым к стоявшему на путях дороги, вдалеке от платформы станции, товарному поезду. В это время уже стемнело порядочно, и на станции показались огни. Проходя с земляками к товарному поезду, вожак их, под каким-то предлогом своротил с полотна дороги в сторону и, с окончанием поселения станицы, нагнувшись в одном месте, при всех поднял с земли кошелёк, раздутый от наполнявших его денег. Когда же раскрыли кошелёк, в нём оказались завёрнутые в бумаге стопки монет, верхние из этих монет показались в полутьме золотыми монетами. При виде такого сокровища, аппетиты к чужим деньгам у земляков разыгрались, и нашедший деньги повёл их для дележа ещё дальше от дороги и жилья. Но только что они уселись в кружок и начался делёж, как появившийся откуда то ещё незнакомец заявил, что он, проходя здесь раньше, потерял свой кошелёк с деньгами.
При отказе же земляков, что не находили и не видели никакого кошелька, незнакомец стал их обыскивать и, найдя в шапке вожака земляков означенный кошелёк, начал бить земляков, в чём ему усердно помогал и нашедший тот кошелёк вожак.
Земляки со страху бросились в рассыпную. Однако, к утру они собрались на станции и, осматривая деньги, полученные при дележе, нашли, что монеты те медные копейки, их же собственных денег, более ста рублей, не оказалось.
Так в один несчастный миг пропал весь летний заработок! Обобравшие же земляков скрылись неведомо куда, и что они были за люди, - никому неизвестно.
Газета «Приазовский край» № 274 от 16 октября 1900 года.
2. История с кладом
На днях господин Н. сделался жертвой ловкого мошенничества. К нему в аптекарский магазин явился бедно одетый армянин и жалким голосом на ломанном русском языке попросил дать лекарство от сильных болей в желудке. Н., дав лекарство, не взял за него платы и участливо стал расспрашивать армянина, кто он и чем занимается. Тот рассказал, что он и его товарищ, по профессии землекопы, в настоящее время, в виду отсутствия работы, очень голодают и попросил у Н. какого-либо дела. Последнему как раз нужны были землекопы для производства работ в его имении, и он предложил армянину явиться вместе с товарищем к нему работать. Тот с радостью согласился.
Через несколько дней, когда Н. присутствовал при их работах, «землекоп» вдруг достал из кармана какие-то кругленькие предметы, покрытые толстым слоем земли и зелёной плесени и, подавая хозяину, спросил, что это такое. Н. соскоблил с этих кружков кору и заметил старинную 5-рублёвую золотую монету и старинный же серебряный рубль.
На его вопрос «землекопы», под большим секретом, сообщили, будто их отец недавно, копая землю, нашёл за Темерником большой клад, и предложили Н. купить его. Тот велел на другой день принести найденные деньги.
На другой день оба «землекопа» притащили мешок и, раскрыв его, показали Н. Мешок оказался полным такими же старинными монетами в коре, как они показывали ему накануне. Н. хотел было полезть в мешок, но «землекопы» будто бы опасаясь, что каждую минуту кто-либо может войти в комнату и их предадут в руки полиции, сами достали ему из мешка горсть монет, счистив с которых кору, Н. увидел перед собой настоящие золотые пятирублёвки.
Кроме этих денег, землекопы, по их словам, могли принести ещё несколько мешков старинных рублей. Не колеблясь более, Н., рассчитавший, что в мешке могло быть золота тысяч на 20, предложил купить мешок и принести на другой день мешки с серебром. Те запросили за весь клад 5 000 рублей, на что Н. скоро согласился. Он предложил землекопам оставить мешок с золотом у него и пойти за серебром, - тогда он им и деньги отдаст. Но те стали говорить, что если они вернутся к отцу и без денег и без золота, то им отец вовсе не отдаст серебра, тем более что он будто бы уже нашёл покупателя на весь клад. Они попросили Н. сейчас же уплатить им, хотя 2 500 рублей, а остальные на другой день, когда они принесут серебро. Н. согласился и вручил требуемую сумму, после чего они удалились. Н. сейчас же принялся за чистку денег, но каково же было его удивление, когда он вместо ожидаемого золота нашёл в мешке массу медных кружков величиной в 5-рублёвую золотую монету, которые были покрыты каким-то составом, похожим на зелёную плесень, смешанную с землёй. Н. тотчас же бросился в полицию и заявил о ловком мошенничестве. Предприняты были самые энергичные поиски, и удалось задержать несколько подозрительных субъектов, но всех их скоро пришлось освободить, ибо, как удалось разузнать, мошенник, избравший себе профессией продажу найденных кладов, некий Багдасар Пирьседъянц успел скрыться из города.
Удалось приставу второго участка И. А. Попову достать также портрет преступника, на котором он снят прилично одетым господином. Оказывается, что господин Н. не первая жертва ловкого афериста, который успел таким же образом обмануть и господ Р. и С.
Газета «Приазовский край» № 3 от 4 января 1901 года
3. Ловкая афера
Недавно Ростов посетила компания ловких заграничных аферистов. Эти господа, явившись к нам, пригласили к себе нескольких маклеров, от которых разузнали о многих состоятельных домовладельцах, желающих получить деньги под вторые и третьи закладные на их имения. Маклерам они представились агентами вновь учреждённого за границей банка, специально организованного для помещения капиталов под залог недвижимых крупных имений.
Маклеры, в свою очередь представляли одного из иностранцев, который именовался доверенным банка, некоторым местным крупным домовладельцам, нуждающимся в деньгах. «Доверенный» охотно соглашался выдать требуемую сумму и, переговорив обстоятельно об условиях платежа, как основной ссуды, так и процентов, являлся на другой день вместе со своими товарищами, из которых один был инженером, другой оценщиком, а третий техником. Ловкие аферисты что-то чертили в громадном альбоме, делали различные планы строения, под которое предполагалось выдать ссуду, что-то вычисляли, что-то измеряли и затем удалялись.
Тогда главный агент предупреждал домовладельца, что для того, что бы получить ссуду, ему необходимо будет оплатить предварительные расходы по составлению планов, договоров и т. д., причём предварительная плата взималась по 50 копеек с каждой ссужаемой тысячи. Видя по всем приёмам агентов, что дело вполне верное, и уже чувствуя в кармане несколько десятков тысяч рублей, взятых под имение, от которого, получив деньги, не будет убыточным и вовсе отказаться, домовладельцы, не колеблясь, оплачивали предварительные расходы компании полтинничками.
Заручившись, таким образом, многими будущими клиентами банка, «агенты» в один прекрасный день покинули Ростов, оставив в нём очень многих в ожидании получения денег. Вскоре же после их отъезда выяснилось, что «агенты» - просто на просто ловкие мошенники.
Сколько именно лиц попалось на удочку ловких мошенников, и какую сумму они увезли, посмеиваясь за границу – неизвестно, но надо полагать, что сумма эта достигает довольно кругленькой цифры, ибо одни маклера, доставлявшие «агентам» клиентов, заработали до 2 000 рублей куртажных.
Газета «Приазовский край» № 55 от 28 февраля 1901 года.
Навигатор ← Из истории области войска Донского