В новом выпуске рубрики «Список литературы» преподаватель Школы культурологии и основатель киноклуба «Кто убил Лору Палмер» Александр Сувалко рекомендует работы, посвященные изучению сериалов.
Теория большого сериального взрыва
Логос № 3 (93), 2013 Философско-литературный журнал
Ведущий русскоязычный журнал в области философии, социальных и гуманитарных наук «Логос» в 2013 году посвятил сериалам целый номер под названием «Теория большого сериального взрыва». Там можно найти переводы гуманитарных селебрити Фредерика Джеймисона и Славоя Жижека о сериале «Прослушка». Подробное исследование о том, как сериальная индустрия приучила нас к сериалам, подготовила переводчик и кинокритик Инна Кушнарева. Об устройстве университетской культуры в Америке на примере «Теории Большого взрыва» увлекательно рассказывает философ и автор книги «Философия фильма» Виталий Куренной. Для него «Теории Большого взрыва» — это, прежде всего, манифестация особой культуры исследовательского университета, где сильно развиты студенческие традиции, ритуалы и свои противостояния, как между студентами MIT и Калтеха. Философ и публицист Кирилл Мартынов отправляется в Альбукерке и пытается решить дилемму Уолтера Уайта — как заслуженному химику прокормить семью на небольшую зарплату, да еще и когда твоя жена беременна незапланированным ребенком, а у тебя неожиданно находят рак легких в терминальной стадии.
Дорожная карта шоураннера
Нил Ландау
Книга от сценариста продюсера Нила Ландау посвящена тому, как устроены современные сериалы. Прежде всего, эта работа будет интересна тем, кто хочет понять, что из себя представляет эта индустрия. Ландау подробно комментирует характерные для нее термины. Например, он разъясняет, кто такие шоураннеры (коротко говоря, главные создатели сериала, но не только) и какими качествами они должны обладать.
Смотря на аннотацию и обложку, может показаться, что ее содержание будет похоже на жизненные советы в духе Тони Роббинса. Но подход Ландау работает как раз обратным образом, и автор шаг за шагом рассказывает, как подготовить сериал для выхода на рынок, не забывая о теории и сдабривая ее интервью с самими шоураннерами.
Philosophy and Breaking Bad 1st ed. 2017
Kevin S. Decker (Editor), David R. Koepsell (Editor), Robert Arp
Кажется, что большинство американских книг по анализу сериалов в названии используют одну формулу, где X — это название сериала, которому достаточно прибавить «и философия». Но Philosophy and Breaking Bad куда более фундаментальна, чем большинство работ об этом сериале. Да и написана она была всего год назад, что заставляет говорить о более вдумчивом подходе — люди не торопились и выпустили сборник статей спустя 4 года после выхода сериала. Гайзенберг, альтер-эго Уолтера Уайта, действительно стал одним из мощнейших символов популярной культуры наряду с Суперменом и Железным человеком. Breaking Bad уже считается общепризнанной классикой и все еще заставляет задуматься над поднятыми в нем вопросами этики, права, педагогики и, конечно же, феминизма.
Movie Towns and Sitcom Suburbs: Building Hollywood’s Ideal Communities New York
Stephen Rowley
Эта книга — отличный пример того, чем могут заниматься исследователи культуры, которых интересуют самые популярные на сегодня темы — сериалы и урбанистика c опорой на социальную теорию. Автору удается проследить те социальные изменения, которые произошли в послевоенные годы в небольших американских городах и пригородах на примере сериалов, фильмов и телевизионных шоу. Эту книгу также можно рассматривать, как хорошее введение в историю американской урбанистики. Роули рассказывает о том, что формирование послевоенного малого города происходило вокруг нуклеарной семьи, поскольку большой город не мог справиться с послевоенным бэби-бумом, да и для семейной жизни тоже подходил едва ли. На экране пригород выглядел и вовсе романтизированным и идеалистичным пространством, где по-настоящему можно жить, что хорошо заметно на контрасте с пугающим проблемами циклопического Нью-Йорка.
Reading Lena Dunham’s Girls. Feminism, postfeminism, authenticity, and gendered performance in contemporary television
Nash M., Whelehan I
Автор этих мини-рецензий посвятил свою первую академическую статью как раз сериалу Girls Лины Данэм. Именно к нему настолько прикрепилось слово миллениал, без которого, кажется, теперь не обходится ни одна попытка как-то поговорить о современной молодежи. Из подзаголовка становится ясно, что речь в книге пойдет о том, как можно читать сериал сквозь призму феминизма, постфеминизма и других любопытных концепций. Но, на мой взгляд, самые интересные тексты сборника поднимают важные для всех вопросы — образование в XXI веке и выход на рынок труда.
Netflix and the Re-invention of Television
Jenner M.
В мае 2018 года стоимость акций Netflix выросла до рекордного значения в 153 млрд долларов и впервые затмила Walt Disney Co. Если в 2011 году в США количество подписанных на Netflix домохозяйств составляло 28%, то в 2017 году их стало уже 54%. Со временем поворот Netflix к транснациональной аудитории и тяга к алгоритмическим вычислениям сказались и на содержании сериалов — они стали куда более популярными в ущерб сложности и качеству. В этой книге очень подробно рассказывается о том, как самый известный в мире поставщик сериалов стремится к тому, чтобы буквально вещать из каждого утюга.
Emotions in Contemporary TV Series
García A.
Обращение к эмоциональному измерению все больше волнует историков и социальных теоретиков. Судя по всему, вопрос, почему бы не посмотреть, как эмоциональные режимы работают на примере сериалов, учитывая, какой интерес они вызывают у представителей академии, возник и у редактора этого сборника. В этой работе больше 10 статей, на мой взгляд, самые интересные из которых следующие: статья о сериале Mad Men — «Нарративный пересмотр как социальная лаборатория»; как устроена локальная идентичность и эмоции в нордическом нуаре и как страх и недоверие выступают структурообразюущими элементами в Homeland.
IQ
Автор текста: Александр Сувалко