Бог ли Том Круз?
На связи кинокритик Егор Москвитин @oembox и наш с ним проект #100вопросовокиноЕгоруМосквитину
А подписчица, которая задала этот вопрос @dariapfau, получит приз
«Талантлив ли Том Круз?
По-моему, талантлив - потому что самозабвенно служит зрителю, отлично справляется со своей работой, до жестокости требователен к себе и другим и в прямом смысле готов положить жизнь ради кино. Недавно вот летал без страховки на самолете. Не внутри самолета, а именно на самолете.
Но тут, конечно, многое зависит от определения таланта. В библейских текстах так назывались деньги, то есть ресурс, который можно превращать в нечто ценное. Выражение “зарыть свой талант” идет из притчи Иисуса Христа о трех рабах, получивших от своего хозяина разное количество монет (талантов). Два раба приумножили доверенные им деньги, а третий лениво и боязливо закопал единственную монету в землю. Хозяин отчитал его и похвалил остальных. Богословы считают, что хозяин в этой истории - сам Иисус, а рабы - рабы Божьи, то есть все мы. Соответственно, некоторое количество таланта дано каждому, дано Богом, и растратить его впустую - грех. Том Круз (кем бы ни был его Бог) свой талант точно обнаружил и направил на пользу кино и людям, так что дело закрыто.
А еще непонятно, как отличить талант от подлинного гения и от обычного профессионального мастерства - очевидно, что он где-то между, но где граница? Про разницу таланта и гения, по-моему, блестяще все изложено в маленькой трагедии Пушкина “Моцарт и Сальери” - она реально маленькая, 15 минут чтения, так что пересказывать не буду. А вот контрольно-пропускной пункт между талантом и профессионализмом поди найди. Фаина Раневская определяла талант как мучительную неуверенность в себе, ожесточенное недовольство собой. А Артур Шопенгауэр, напротив, связывал талант с твердой волей и желанием использовать каждый час жизни во благо.
Не знаю, к чему я это все пишу, но знаю, что Том Круз Мэпотер IV (да, так зовут этого парня) - образцовый трудяга и настоящая суперзвезда. И тому есть много доказательств. Он способен к уморительной и смелой самоиронии - как в фильме “Солдаты неудачи”.
Он умеет компенсировать свои недостатки с помощью команды: например, во франшизе “Миссия невыполнима” рядом с ним есть смешной и нервный Саймон Пегг и ранимый, но могучий Генри Кавилл. Стареющий секс-символ не боится поддерживать молодого: ну чисто мы с Цыпкиным (он молодой). Он привлекал внимание величайших режиссеров (Кубрика, Спилберга, Майкла Манна, Роберта Редфорда) - и позволял им лепить из себя, как из глины. Даже если при этом они ломали его психику и личную жизнь - как Кубрик в “С широко закрытыми глазами”. На съемках режиссер всячески разжигал вражду и ревность между Крузом и его супругой Николь Кидман. Например, не пускал Круза на площадку, когда там снималась откровенная сцена с Кидман и высоким мускулистым моряком.
Еще Круз умеет нравиться самым разным аудиториям: “Топ Ган” сделал его гей-иконой, а “Война миров” - семьянином.
Но лучший его образ почти одновременно нащупали Эдвард Цвик (в “Последнем самурае”, 2003) и Майкл Манн (в “Соучастнике”, 2004). Это образ спокойного и печального рыцаря, обреченный на одиночество и смерть. Такой человек с глазами собаки. Сопротивление тут бесполезно. Как говорится: если вы женщина, вы хотите быть с ним, если вы мужчина, вы хотите быть им.
И кстати, он единственный из мужчин-старожилов Голливуда (еще был Уилл Смит, но его отменили; и есть Дуэйн Джонсон, но он моложе), чьи “сольные” фильмы до сих пор собирают большие деньги. Все остальные герои боевиков давно сдулись - разве что Киану Ривз нашел свою нишу с “Джоном Уиком”. А Круз держит марку и десятилетиями дает зрителю то, что тот хочет. И это тоже талант - причем не только актерский»
Остальные выпуски нашего проекта на #100вопросовокиноЕгоруМосквитину
И подписывайтесь на Егора на @oembox - будете все знать о кино.