«Немецкие танки выходили из леса и шли по Буйничскому полю, как на параде по три штуки. 1-я батарея после первых залпов по рубежам заградительного огня перешла на прямую наводку и била во фланг атакующим танкам и сопровождающей пехоты.
Одновременно с нашим дивизионом включились в заградительный огонь другие батареи. Кроме того, немецкие танки наткнулись на наши минные поля, и атака захлебнулась. Один танк подошёл к самым окопам пехоты, но был подбит бойцом (фамилия не установлена) связкой гранат с четырьмя толовыми шашками…» - вспоминал командир батареи Василий Владимирович Лобков.
Отразить танковую атаку
В июле 1941 под Могилевом развернулось ожесточенное сражение. Советский 388-й стрелковый полк прочно укрепился на подступах к городу. Им командовал полковник Семен Кутепов, поддержку бойцам оказывал 340-й артполк Ивана Мазалова.
В своем очерке «Горячий день» фронтовой корреспондент Константин Симонов описывал глубокие окопы, прочные блиндажи, наблюдательные пункты и бесперебойную связь. Успеху обороны способствовала и решительность командиров. Так, полковник Мазалов говорил: «Пока есть снаряды, немцам в Могилеве не быть!»
Передний край обороны проходил по Буйничскому полю. 11 июля 1941 года была отбита первая атака, но главные силы немцев подошли позднее. Когда началось наступление танков, противник наткнулся на противотанковый ров. Немецким машинам пришлось обходить его. При маневрировании они наткнулись на советские мины. Кроме того, вражеская техника подставила борта советским 45-мм орудиям.
Батарея лейтенанта Возгрина открыла огонь с заготовленных позиций. Было уничтожено три единицы вражеской бронетехники. Бойцы забрасывали броню бутылками с зажигательной смесью. Отличился сержант Тарасевич, который зажег таким способом танк с перебитой гусеницей.
По врагу работали и дальнобойные пушки с закрытых позиций. Артогонь отсекал пехоту от танков, вынуждал ее залечь. В этих боях проявили себя и рабочие могилевского ополчения. Они забрасывали технику бутылками с зажигательной смесью, уничтожали немецких танкистов.
13 июля на поле боя приехал фронтовой корреспондент Константин Симонов вместе с фотографом Павлом Трошкиным, который сделал первые снимки уничтоженных немецких танков. О личности легендарного фотографа мы рассказывали здесь.
По современным оценкам на Буйничском поле было подбито не менее 18 танков, без учета бронетранспортёров. Два из них эвакуировали немцы, ещё два красноармейцы оттащили к себе в тыл.
Советский 388-й полк, державший оборону под Могилевым, вскоре попал в окружение. Немцы прорвали оборону соседних частей по флангам. Командир полка Семен Федорович Кутепов погибнет в боях, командир 340-го артполка Иван Сергеевич Мазалов раненым попадет в плен и погибнет в концлагере.
Комбат Василий Владимирович Лобков, воспоминания которого приведены в начале публикации, тоже попал в плен. Но он смог выжить, и был освобожден в 1945 году. Благодаря его воспоминаниям стали известны подробности того боя.
Больше историй о героях Великой Отечественной вы узнаете на экспозиции «Подвиг Народа».
#МузейПобеды #ПодвигНарода #БуничскоеСражение #ОборонаМогилева #1941 #БуйничскоеПоле