Найти тему
Иван Белокаменцев

Аки Киссинджер

Часто ли на работе вы делаете что-либо просто так? Что-то хорошее, доброе, светлое. Идёте на уступки превентивно. Исправляете или предотвращаете чужой косяк без просьбы о помощи. Впрягаетесь за коллегу или всю компанию, потому что «это правильно». Хотите повышения зарплаты и, начитавшись и наслушавшись позитивщиков и конструктивщиков, начинаете пахать как лошадь, выдаёте результат, и потом просите или требуете, чтобы вам увеличили зарплату или выдали должность покрасивее?

Проще говоря, часто ли вы сначала делаете хорошее, а потом просите оплаты, в любом виде?

А часто ли при этом свою оплату получаете? Ну вот прям получаете. Не выпрашиваете, не унижаетесь, не бьёте челом, не доказываете, что не верблюд. Сделали добро – получили в ответ добро.

В жизни, за пределами работы, такое случается сплошь и рядом. Тонны книг, фильмов, поучительных историй, да и жизненный опыт – и ваш, и знакомых – подтверждает, что надо делать добро, и воздастся вам. А старуха Шапокляк была не права, когда пела «Кто людям помогает, тот тратит время зря». И в конце стала хорошей. Ну так, в меру хорошей, сохранив принцип «добро должно быть с кулаками».

А на работе? Хрен да маленько, увы. На работе человек – не человек, а проекция. И ведёт себя соответственно. Не соответственно себе, человеку, а соответственно той системе координат, в которой оказался. Ну, как любая проекция.

На работе действует ровно тот же закон, что и в международной дипломатии (она ведь для кого-то тоже – работа). Закон этот, как я понял, древний и его знают все профессиональные дипломаты. Я узнал этот закон из книги Генри Киссинджера, поэтому и поставил его фамилию в заголовок текста.

Закон звучит так: «никто не платит за уже оказанные услуги».

Если вы сделали добро, не договорившись заранее о цене, то никто вам платить не будет. Вы ж уже всё сделали. И всегда можно вывернуть так, что это ваша личная инициатива.

«Ах, так ты, тварь, ещё и денег хочешь?! Так какая же это тогда доброта! Что ты нас тут лечишь, будто заботишься о людях, благе компании, бизнесе клиентов, если потом денег требуешь! Да ты просто сраный манипулятор! Нет, ты… Провокатор! Вот ты кто!».

И отчасти они будут правы. Тут реакция, примерно, как на курортные разводы. Бывали в Париже, около Монмартра? Там внизу, перед большой лестницей, стоит куча местных. Предлагают совершенно бесплатно то ли фокус показать, то ли украшение на руку повязать. Обматывают руку доверчивого шнурком, он пробует снять – а не выходят, узел хитрый. Теперь, чтобы снять, надо заплатить деньги. И уйти нельзя – шнурок вдруг оказывается очень дорогой.

У вас, конечно, отродясь таких намерений не было. Но ведь не важно, что вы имели в виду и хотели показать. Важно, что увидели и подумали другие.

Я, разумеется, привёл крайний, запредельный сценарий. На самом деле прав Киссинджер и другие дипломаты: за вашу услугу тупо не хотят платить. Потому что она уже оказана.

Спасибо, конечно, наверное, возможно, скажут. Но, сами понимаете – цена этому «спасибо» ровно ноль. И никаких обязательств у «спасибирующего» перед вами не возникает.

А должны. Должны, блин, должны! Вы ведь зачастую ночь не спите, выручая какого-нибудь бездаря тупоголового, а то и всю эту идиотскую компанию. Выручая в ситуации, которую они не только предвидеть – даже осознать в итоге не способны. Так ведь и хочется иногда сказать – «вот уволюсь, тогда узнаете, от каких бед я вас спасал!».

Так что, если вы не сотрудник-мазохист – а это не вы, им некогда интернет читать – предлагаю запомнить этот закон дипломатии. Никто не платит за уже оказанные услуги.

Собираетесь кому-то помочь или кого-то спасти? Продайте это заранее. Утром деньги – вечером стулья. Если не хотите, или не можете продать – хотя бы спросите, нужна ли ваша помощь или спасение. Чем чёрт не шутит – вдруг вы собрались спасать мазохиста от проблем, которые он сам себе придумал.

Именно в работе, к сожалению, есть ещё один аспект, который стоит упомянуть, и который отчасти нивелирует такую вот помощь от добрых, мудрых волхвов. Она реально может быть не нужна.

Встречаются на любой работе такие персонажи, которые очень хотят выделиться, повыситься, взлететь или засветиться. Общепринятый путь – хорошо работать, показывать результаты, быть полезным в деле – им не подходит. Обычно ввиду низкой квалификации и откровенной тупоголовости. Поэтому они идут окольными путями.

Делают то, что, вроде бы, полезно, но как-то… Странно.

Берутся организовывать курсы английского там, где он никому не нужен и в итоге никто не записывается. Ставят радио в туалет, выдавая это за «развитие атмосферы в офисе». Переставляют мебель в офисе «чтобы всем было удобно». Устраивают бесконечные опросы по незначительным поводам, а потом тщательно оформляют результаты, вплоть до вычисления квантилей и нормальности закона распределения. Приносят на совещания «новые идеи», подчерпнутые из ленты в фейсбуке. И т.д.

В таких ситуациях хочется продекламировать ровно тот же закон, но будучи уже с другой стороны прилавка: если хочешь оплаты, сначала расскажи об услуге.