Найти тему

Мне было скучно...

Многие родители слышали эту фразу от своего ребенка в ответ на вопрос о том,почему он не работал на уроке или не слушал учителя. И может показаться, учитель плохо работает..не нашел подход к ребенку...А дело совсем не в учителе.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Первые 10-15 минут урока от начала ребенок работает более-менее хорошо, а потом начинает "считать ворон",не записывает задание, не слушает учителя... Что происходит? Работоспособность приблизилась к нулевой отметке...Неустойчивый или недостаточный уровень активации головного мозга приводит к колебаниям работоспособности, к трудностям поддержания внимания, снижению запоминания. Сложная психическая деятельность может осуществляться только при определенном уровне активации головного мозга. У некоторых детей запас ресурсов для мозга не высокий и он быстро истощается и требуется отдыха и восстановления. Организм защищается от перегрузки. На уроке нет возможности продуктивно отдохнуть и восстановить свой уровень активации для продуктивной работы и ребенок начинает неосознанно себя стимулировать сам. Качается, ерзает на стуле, ковыряет в носу, грызет ручку,смотрит в окно- это попытки утомленного ребенка ребенка повысить уровень своей активации. Часто это трактуется как" отвлекаемость" и "неусидчивость". Начав писать в тетради аккуратно и грамотно ребенок постепенно" съезжает "и мы видим множество "глупых" ошибок и почерк стал совсем другой...

Быстро наступающее утомление может проявиться в виде слабости,потери интереса,вялости, так и в виде гиперактивности.

Еще один симптом -зевота, появляется когда мозг испытывает нехватку кислорода.

Фото из интернета.Когда школьник зевает на уроке,это не означает,что он не выспался
Фото из интернета.Когда школьник зевает на уроке,это не означает,что он не выспался

Если у ребенка наблюдаются признаки быстро наступающего утомления следует определить- по чему так происходит.

Причины быстрого утомления можно разделить на два вида: внешние и внутренние.Внешние: недостаточная продолжительность сна( ночной сон школьника должен быть не менее 9 часов),перегрузка (эмоциональная, интеллектуальная или физическая), любые несоответствия возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,недостаточность кислорода при работе. Внутренние: недостаточное кровоснабжение мозга, дефицит необходимых организму веществ,состояния ведущие к нарушению обмена веществ(например,снижение функции щитовидной железы), состояния после тяжелой болезни или после травмы головы, вялотекущие инфекции. Если речь идет о влиянии "внутренних" факторов-необходим врач,с целью их выявления и устранения.

Если причину устранить-уровень активации мозга увеличится и работоспособность повысится.

Конечно, существуют различные методы профилактики повышенной утомляемости и повышения работоспособности. О них расскажу в следующей статье.

# утомляемость # повышенная утомляемость # работоспособность #снижение работоспособности