Многие родители слышали эту фразу от своего ребенка в ответ на вопрос о том,почему он не работал на уроке или не слушал учителя. И может показаться, учитель плохо работает..не нашел подход к ребенку...А дело совсем не в учителе.
Первые 10-15 минут урока от начала ребенок работает более-менее хорошо, а потом начинает "считать ворон",не записывает задание, не слушает учителя... Что происходит? Работоспособность приблизилась к нулевой отметке...Неустойчивый или недостаточный уровень активации головного мозга приводит к колебаниям работоспособности, к трудностям поддержания внимания, снижению запоминания. Сложная психическая деятельность может осуществляться только при определенном уровне активации головного мозга. У некоторых детей запас ресурсов для мозга не высокий и он быстро истощается и требуется отдыха и восстановления. Организм защищается от перегрузки. На уроке нет возможности продуктивно отдохнуть и восстановить свой уровень активации для продуктивной работы и ребенок начинает неосознанно себя стимулировать сам. Качается, ерзает на стуле, ковыряет в носу, грызет ручку,смотрит в окно- это попытки утомленного ребенка ребенка повысить уровень своей активации. Часто это трактуется как" отвлекаемость" и "неусидчивость". Начав писать в тетради аккуратно и грамотно ребенок постепенно" съезжает "и мы видим множество "глупых" ошибок и почерк стал совсем другой...
Быстро наступающее утомление может проявиться в виде слабости,потери интереса,вялости, так и в виде гиперактивности.
Еще один симптом -зевота, появляется когда мозг испытывает нехватку кислорода.
Если у ребенка наблюдаются признаки быстро наступающего утомления следует определить- по чему так происходит.
Причины быстрого утомления можно разделить на два вида: внешние и внутренние.Внешние: недостаточная продолжительность сна( ночной сон школьника должен быть не менее 9 часов),перегрузка (эмоциональная, интеллектуальная или физическая), любые несоответствия возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,недостаточность кислорода при работе. Внутренние: недостаточное кровоснабжение мозга, дефицит необходимых организму веществ,состояния ведущие к нарушению обмена веществ(например,снижение функции щитовидной железы), состояния после тяжелой болезни или после травмы головы, вялотекущие инфекции. Если речь идет о влиянии "внутренних" факторов-необходим врач,с целью их выявления и устранения.
Если причину устранить-уровень активации мозга увеличится и работоспособность повысится.
Конечно, существуют различные методы профилактики повышенной утомляемости и повышения работоспособности. О них расскажу в следующей статье.
# утомляемость # повышенная утомляемость # работоспособность #снижение работоспособности