Вряд ли на всем постсоветском пространстве найдется семья, у которой не было бы челночной сумки – легендарного хозяйственного атрибута 90-х. Проверьте свои антресоли! Если сумка всё ещё там, самое время её расчехлять! Сегодня такая сумка вовсе не кринжевый атавизм из прошлого, а самый настоящий модный аксессуар, которым вдохновляются дизайнеры и модные дома.
Как же простой клетчатой сумке удалось совершить умопомрачительный «карьерный взлет» от китайских рынков до мировых подиумов, и при чём здесь Россия?
Немного истории
«Челночная» сумка изготовлена из нейлонового полотна, изобретенного в Японии. Его экспортировали на Тайвань и оттуда уже в Гонконг. Холст из такого материала изначально использовался в качестве укрытия на строительных площадках, временной кровли в районах самовольных поселений и для защиты сельскохозяйственных угодий.
Впервые его использовали для создания сумок в 1960-х годах: портной Ли Ва сшил сумку из нейлонового полотна. Сумки изначально были только синими и белыми, но к ткани был добавлен красный цвет, так как это сочетание цветов приносило удачу. К тому же плетение сумки из нескольких нитей усиливало ее прочность.
Благодаря легкости, прочности и долговечности нейлонового холста, сумка стала главным «перевозчиком» товаров между материковым Китаем и Гонконгом. Таким образом красно-бело-синяя сумка из-за огромной популярности у местного населения стала чуть ли не национальным символом, она ассоциировалась с трудолюбием и стойким характером гонконгцев.
Так как же культовая сумка гонконгцев оказалась в России и стала тут своеобразным культурным феноменом?
90-е и челноки
После развала Советского Союза исчезли многие рабочие места, а те, что остались, не могли регулярно выплачивать зарплату. Это стало причиной появления нового рабочего класса — челноков.
Стать челноком мог любой, у кого остались хоть какие-то деньги для стартового капитала и малейшая «торговая» жилка. Это было время, когда люди нуждались в самых разных товарах, и именно челноки умудрялись привезти их в страну и продавать по дешевке.
За товарами они ездили в Польшу, Турцию, Грецию, Италию и, конечно же, в Китай. Именно оттуда они привезли не только товары массового потребления, но и огромные клетчатые сумки-баулы, которые были в Китае популярным средством перевозки товаров еще с 60-х годов. Эти сумки стали для России символом не только челночного движения, но и 90-х годов как таковых.
С рынка — в музей и на подиум!
Всё началось с Гонконга, где челночная сумка была не просто средством для перевозки товаров, а настоящим национальным достоянием.
В 2000-х годах красно-бело-синяя эстетика стала основным культурным лейтмотивом в искусстве Гонконга.
Художник Стэнли Вонг выпустил в 2001 году серию работ Red White Blue, кульминацией которой стала выставка в Музее наследия Гонконга в 2004-2005 годах. Он надеялся, что работы, вдохновленные красно-бело-синими сумками, напомнят о стойкости Гонконга 1960-х годов.
Red White Blue представляла Гонконг на Венецианской биеннале 2005 года, а в 2012-м получила награду Design For Asia Award.
Первый «выход» челночной сумки на подиум состоялся в 2006 году. Во время показа Louis Vuitton на Парижской неделе моды модели держали в руках красно-бело-синие сумки с нашитыми поверх логотипами марки. Российский Интернет тогда взорвался негативными комментариями, ведь сумка челночника в сознании русского человека ассоциируется исключительно с рынком и дешевыми некачественными товарами, а не с высокой модой. Однако коллекция была вдохновлена именно культурой Гонконга, а вовсе не челночниками в Лужниках.
Хотя есть версия, что Марк Джейкобс, тогдашний креативный директор модного дома, просто в очередной раз «поиздевался» над сумками Louis Vuitton, выпустив ироничную версию клетчатой сумки с логотипом марки. Такой дерзкий выпад могли позволить только ему!
Позднее, в 2011 году, Марк Джейкобс создал целую коллекцию Red White Blue (как серия работ Стэнли Вонга!) совместно с японским брендом Head Porter, которая охватывает весь диапазон: от чехлов для телефона до рюкзака. Ну и, конечно, не обошлось без классики.
В 2013 году дизайнер модного дома Céline Фиби Файло создала осенне-зимнюю коллекцию одежды, принт которой скопирован с рыночных баулов китайских челноков.
Ну а главным «поклонником» челночной сумки стал Демна Гвасалия. С самого начала его работы во французском доме Balenciaga рыночные баулы постоянно появляются на подиуме. И это не только классическая сумка челнока. Гвасалия экспериментировал со всеми вариациями челночной сумки.
Сложно сказать, что именно вдохновляет дизайнера — челночное прошлое России 90-х или оригинальная красно-бело-синяя сумка, ставшая культурным символом и арт-объектом Гонконга. Однако в его упорном использовании эстетики дешевых товаров как для для собственного бренда Vetements, так и для Balenciaga, безусловно, чувствуется высмеивание культуры потребления и неконтролируемой логомании, ведь многие готовы купить «рыночный баул» за $2000 только потому, что на нем логотип модного бренда.
Так в чем же феномен знаменитой челночной сумки? Почему в ХХI веке модные дома то и дело вдохновляются этим сомнительным с точки зрения стиля аксессуаром? Не потому ли, что и в Гонконге 60-х, и в России 90-х эта сумка стала символом перемен? А что может быть бОльшим вдохновением для истинного художника, как не желание создать что-то новое, что навсегда изменит привычный ход вещей?
Какие предметы из нашей повседневной жизни также стали культовыми? Чем ещё вдохновлялись дизайнеры и как переосмыслили привычные и всем знакомые вещи и явления в своих коллекциях — читайте в наших следующих материалах!
Следите за нами в соц сетях:
Вконтакте - https://vk.com/modnypodkast
Яндекс.Дзен - https://zen.yandex.ru/modnypodkast
Telegram - https://t.me/modnypodcast
YouTube - https://www.youtube.com/channel/UCHdKGoJI30b40bLL7EGtpmA/
RuTube - https://rutube.ru/channel/24561268/