Примечание: возможны спойлеры
Даже не знаю как подступиться к этому фильму. Он весьма оригинален. Не уверен, что мне приходилось видеть что-то подобное (как минимум в виде фильма и чтобы не для детской возрастной категории). Тем более музыкальную буффонаду, о значении которой я только и узнал (гротеск, карикатура в манере актёрской игры, то есть что-то сатирично-комичное).
И поначалу я с сомнением отнёсся к тому, что мне показывают. Эта первая вступительная сцена, когда в городе встречают войска Антанты, она скорее недоумение вызывает, чем интерес. Я бы её мог сравнить с мячиком в настольном теннисе, потому что и диалоги, и сцены скачут с такой скоростью, что в глазах рябеть начинает, а за содержательной частью возможно только в общих чертах проследить и то, какого-либо цельного понимания показанного это не вызовет. Не знаю является подобное намеренным решением или нет, но это очень непривычно, когда тебя в такую динамику завлекают в самом начале фильма.
Зато дальше всё становится только лучше. Динамика повествования сохраняется, но сами сцены отчасти становятся размеренными и цельными, в них уже не возникает такого сумбура, показанного в самом начале. А вся эта преувеличенная театральность со стилизованными декорациями и порой крайне занятно выстроенными сценами не может не вызывать улыбку на лице во время просмотра. Да и диалоги время от времени подкидывают что-нибудь хлёсткое и запоминающееся, как например: "у счастливчиков любовь кончается триппером". И ближе к самому концу, после всего этого фееричного представления, тебе уже показывают даже что-то драматичное, что, как минимум меня, не оставило равнодушным. Поэтому в целом произведение смогло произвести на меня впечатление и забудется оно явно ещё не скоро.
Пересказ сюжета
Теперь же к сюжету. В Одессу, ещё под командованием белых (как я понимаю), в 1918 году прибывают войска Антанты. И теперь в этом городе есть три основные группировки: Антанта с союзниками, бандиты, а также большевики-подпольщики. И у нас есть три ключевых персонажа: Мишель — главный большевик-подпольщик; Санька — начинающая подпольщица, которой не дают серьёзных заданий; и Женя — сын банкирши, но заряженный революцией. И вот Мишель агитирует солдат Антанты, Санька всё пытается сделать что-то серьёзное для революции, а Женя в основном в карты проигрывается. Также между Санькой и Женей имеется романтический интерес. По итогу Мишеля ловят и убивают. Женя всё больше и больше опускается на дно, доходя от революционера до обычного бандита. А Санька в итоге убивает Женю за предательство революционных идей (сдал своих по сути). Сам же город захватывают в итоге большевики, а Антанта с союзниками (белыми) быстро сваливают, правда несколько сагитированных солдат из Антанты всё же остаются в помощь революции.
Конец пересказа сюжета
Немного несвязный пересказ сюжета получился, но таков фильм. И в целом сам сюжет здесь неплохой (о приверженности идеям, в частности революционным), но меня всё равно в этом произведение больше зацепили именно какие-то конкретные сценки. Лучшей я считаю здесь сцену в аптеке. Она и подана комично (постоянный приток гостей), и в ней много забавных и занятных фраз звучит, и некоторые ситуации обыгрываются прикольно (револьвер и рецепт), и даже сами персонажи раскрываются в полной мере именно здесь (малодушие и алчность Жени; характер Саньки, когда она не смотря на ранение идёт спасать Мишеля). Но и другие сцены здесь не хуже. Та же самая погоня через все декорации и драка в ресторане, что как раз предшествовало сцене в аптеке; или как нам бандитов показывают. Выглядит всё это крайне забавно и комично.
И, наверное, можно отдельно отметить путь Жени (сын банкирши). Не с точки зрения его падения от приверженности идеям революции к "продажи" собственной матери как трансформации личности, а именно как эта трансформация происходила визуально. Изначально он носит простой зелёный костюм. Затем, когда Мишель от него открещивается, так как понятно, что достойного революционера из Жени не выйдет, он с наставления матери надевает белый костюм (войска Антанты). После предательства Мишеля и Саши, на нём уже чёрный костюм (не совсем я понял, кому эта форма принадлежит, но предположу, что белым). И вот, когда он уже опустился на самое дно, Женя решается "продать" мать, надевая при этом костюм бандитов. Но в итоге, когда Саша его убивает, всё возвращается на свои места, предыдущие личины сброшены, оставляя только изначальный зелёный костюм. И именно вот это вот визуальное отображение трансформации персонажа мне понравилось. Выглядит это прикольно и отлично вписывается во всё это театральное представление.
Ну и конечно, сама визуальная часть также достойна упоминания. Декорации здесь прикольные. Они не какие-то умопомрачительные, а как раз наоборот — очень и очень простые. Но всё это так классно стилизовано по цвету и по размерам, что в совокупности со всем остальным улыбку вызывает однозначно. То есть помещения здесь соединены друг с другом и выглядит это как в театре (даже складывается такое ощущение, что часть натуральных съёмок, можно было бы и не вставлять, так как они сильно меркнут на фоне этих картонных разрисованных стен). Чем в особенности примечательной и комичной становится сцена погони, где без остановки из одной локации в другую люди перемещаются. Музыкально у фильма также всё отлично. Песня "Деревянные костюмы" В. Высоцкого в его же исполнении, когда герои ожидали в заключении своей смерти, за душу берёт однозначно (ну и само название гробов как деревянных костюмов по смыслу прикольное).
В общем, не самый обычный, но определённо хороший фильм. Забавный и интересно стилизованный. Жаль только то, что его в хорошем качестве нет. На Кинопоиске просто мыло, которое смотреть невозможно. Можно найти версию лучшего качества, но и то, там только незначительно чёткость картинки поднимается (только в крупных планах). И под конец цитата, которая понравилась мне больше всего в фильме:
"Уже три года как я не видел анализа мочи. Люди перестали интересоваться своей мочой. Они интересуются политикой. Ничего хорошего из этого не выйдет".