Найти тему
Скреподёр

Как вызвать гордость школьников за успехи несуществующей страны.

Оглавление

На внеурочных занятиях "Разговоры о важном" для обучающихся 3-4 классов планируется расширить знания о великих научных открытиях российских учёных XIX–ХХ вв., о деятельности создателей радио, самолётов, космических кораблей и станций, атомных ледоколов.

Заметьте, как важно упомянуть изобретения во множественном числе. Не самолет, а самолеты! Не космический корабль, а космические корабли. Атомные ледоколы. И все это заслуга, якобы, российских ученых.

Плакат времен СССР.
Плакат времен СССР.

Нужно ли поправлять сценаристов, что речь должна идти о русских ученых Российской империи или о советских ученых, граждан стран, которых более не существует на политической карте мира? Думается, что лучше бы сценаристы вовсе убрали из словосочетания про ученых слово "российских", так как в XIX–ХХ вв. ученые Российской империи были исключительно "русскими", а позже стали называться "советскими" и никогда не были "российскими" вплоть до 25 декабря 1991 года.

Мы говорим Российская империя, подразумеваем царь.
Мы говорим СССР, подразумеваем вождь.
Мы говорим Россия, подразумеваем Путин.

За "вездесущим" добавлением прилагательного "российский" прячется не столько низкая культура владения словом, сколько отчетливая установка политической идеологии.

Радио.

В России считается, что радио изобрел Александр Попов (русский ученый); в Европе — Гульермо Маркони (итальянский ученый), а в США — Никола Тесла (сербско-американский ученый). И это были не единственные ученые, занимающиеся исследованием радиоволн.

Первое радио. Фото из сети интернет.
Первое радио. Фото из сети интернет.

Самолеты.

В России считается, что самолет изобрел Александр Можайский (русский ученый Российской империи, 1825-1890гг). Франкоязычные страны считают изобретателем Альберто Сантос-Дюмона (бразильский ученый, 1873-1932гг), но в большинстве стран мира признаётся приоритет конструирования и постройки первого в мире самолета братьям Уилбер и Орвилл Райт (американские ученые, (1867-1912 и 1871-1948гг).

И их вдохновителем наверняка был Икар.

Кадр из советского мультфильма «Икар и мудрецы», 1976 год.
Кадр из советского мультфильма «Икар и мудрецы», 1976 год.

Космические корабли и станции.

Начнем с того, что первым в истории объектом, совершившим суборбитальный космический полет, является немецкая «Фау-2». Запуск осуществлен в 1944 году в Пенемюнде (Германия), при этом ракета достигла высоты в 188 км.

Первая в мире баллистическая ракета дальнего действия "Фау-2" (Германия)
Первая в мире баллистическая ракета дальнего действия "Фау-2" (Германия)

Первым искусственным спутником земли стал "Спутник-1", выведенным на околоземную орбиту Советским Союзом 4 октября 1957 года.

 Один из вариантов первой межконтинентальной баллистической ракеты в мире Р-7 (СССР)
Один из вариантов первой межконтинентальной баллистической ракеты в мире Р-7 (СССР)

Очевидно, что спутник не был российским и в его разработке не могли принимать участие российские ученые.

Первые упоминания космических ракет на реактивной тяге в художественной литературе принадлежит французскому романисту Савиньен де Сирано де Бержераку, будучи вдохновленному произведениями древнегреческого автора Лукиана Самосатского. Вспомним французского писателя Жюля Верна, описавшего путешествие человека на Луну и знаменитого теоретика Константина Эдуардовича Циолковского, занимающегося проблемами освоения космоса. Все они безусловно должны считаться соавторами развивающейся космонавтики.

Атомные ледоколы.

Первый в мире атомный ледокол был построен в Советском Союзе и спущен на воду 5 декабря 1957 года.

Атомный ледокол "Ленин". Фото из сети интернет.
Атомный ледокол "Ленин". Фото из сети интернет.

Расскажут ли детям, что ледокол был назван "Ленин" в честь вождя пролетариата? Вряд ли, потому что придется объяснять им много лишнего, не соответствующего идеологической повестке.

Точно также в учебнике "Окружающий мир, 2 класс" в описании Красной площади отсутствует мавзолей. Мавзолей на картинке есть, правда, ни слова об этом мемориале не сказано и надпись "ЛЕНИН" вы не прочтете.

Учебник "Окружающий мир", часть 2.
Учебник "Окружающий мир", часть 2.

Точно также какая-то необходимость заставляет закрывать мавзолей декорациями на парадах, словно что-то постыдно-интимное.

Парад на Красной площади. 9 мая 2022г.
Парад на Красной площади. 9 мая 2022г.

Национальные интересы каждой страны призваны тащить одеяло на себя, но спора может и не быть, если признать те или иные изобретения плодом совместной деятельности ученых всего мира.

Перед учителем должна стоять задача рассказать своим подопечным, действительно расширяя их кругозор, об истории развития прогресса от начала возникновения идеи до создания необходимых технологий. Ведь это сложный процесс, длящийся годами, сотнями лет и тысячелетиями, в котором задействованы ученые и мыслители от древнего мира до современной цивилизации. Приписывать все достижения лишь одной стране глупо!

Подписывайтесь на канал, будет не скучно и интересно!