Найти тему
КиноИнна

«Чернов\ Сhernov»—странный и мрачный фильм Сергея Юрского.

Приветствую всех заглянувших, с Вами на связи КиноИнна.

Только что я посмотрела очень странный, но при этом по своему обаятельный фильм «Чернов/Сhernov» 1990г. режиссера Сергея Юрского (помните деда Митю из «Любовь и голуби»?) снятый им по собственной повести.

Название объясняется тем, что в картине как бы два фильма: один — о реальном дне жизни реального московского архитектора Александра Петровича Чернова, его душевном кризисе; а другой — вымысел Чернова. Там — иная судьба, иная страна, иная жизнь. Именно в нее, в эту самую жизнь Чернов и стремится попасть — и ради поездки в Испанию ему придется пойти на предательство. Там, на какой-то миг, двойники будут рядом и оба будут на волосок от смерти. Кто погибнет весной 1978 года?...

Я не буду советовать фильм, он понравится далеко не каждому и явно не предназначен для семейного просмотра. Я увидела в нём какое-то свое очарование, для восприятия он тяжел, но в нём определенно есть своя магия и обаяние. В некоторых сценах картина мне напомнила фильмы Киры Муратовой из 90-ых, если Вам они по душе, то возможно тогда заинтересуетесь и этой картиной.

Итак, московский Чернов №1 влачит свое странное существование, в основном, в стенах родного института, где трудится архитектором. В анамнезе: взрослый сын—«Знаешь, почему сейчас время, когда дети так удивляют родителей? Потому что у нас нет отцов...» , за сына только что перестали вычитать алименты из зарплаты; эффектная и нервная подруга Ирина(Елена Яковлева)— «Душно с тобой...как в этом подвале»; неустроенный убогий быт в коммуналке и странные дёрганные коллеги. Чернов живет иллюзиями о более лучшей и успешной версии самого себя, где он расслаблено, в белом костюме путешествует по загранице в поезде. Там Чернов счастлив и спокоен.

Чернов
Чернов

Свою мрачную действительность Чернов разбавляет суррогатом своей мечты—роскошным макетом железной дороги, который Чернов любовно дополняет новыми и новыми деталями.

Не секрет, что для рядового советского гражданина понятие «заграница» была фантомным заповедником грез. Мир где ярко накрашены и эффектны женщины, где дорогие красивые автомобили, белые костюмы, сигареты «Marlboro» и баночное пиво... Юрский просто анекдотически создал иллюзорную «заграницу» Чернова №1: холеный и лощеный двойник Чернова с подругой Айрин (все та же Яковлева), кругом официанты и лакеи, которые общаются то на ломанном английском — то на итальянском, пластмассовые стаканы с кофе, но при этом подаются на блюдечке... Сhernov с Айрин общаются на русском, а с остальными переходят на тот же ломанный английский. Набор клише и штампов из стереотипов о загранице. Загранице, созданной советским кино, населенной прибалтийскими актерами и польскими актрисами. Уверена, Юрский снял так специально.

Путь в заграницу реальную для Чернова лежит через предательство мечты. Продав свою чудо-игрушку, Чернов едет за кордон, туда, где бродит его двойник Chernov, иллюзорный самоповтор Чернова, белокостюмный расслабленный гражданин, путешествующий по стране чудес.

Сам умник Чернов под тяжестью своей нелегкой жизни, воплотившейся в реальность мечты не выдержал. Или заграница оказалась слишком тяжелым испытанием ? Она буквально вышвыривает его в окно...

На роль Чернова Юрский позвал мало кому известного актера Андрея Смирнова. Остальная съемочная команда выбором режиссера была недовольна, но как мне кажется, Юрский не прогадал с выбором. Смирнов очень органичен в роли унылого интеллигента, которого уже все достали— «Я тебя сейчас давану!». Отлично сыграл Басилашвили—пьяный доморощенный философ, очень узнаваемый и знакомый типаж. Молодой Маковецкий ярко сыграл очередного неврастеника, а Яковлева, на удивление, в этот раз совсем не раздражала.

-2

Для себя Юрский припас роль седовласого дирижера Арнольда Арнольди, из мира фантазий Чернова.

-3

«Чернов/Сhernov»—фильм-притча, рассуждение на тему самопознания. Нервный интеллигент, запутавшийся в собственном сознании и вымыслах, не выдерживает—гибнет...Право выбора и свобода есть только у его мифического двойника.

По моему мнению, в конечном счете, это фильм о безумии. Умник Чернов безумен, в фильме есть множество намеков на это: странный сын, тоже с явными признаками безумия(шизофрения, например, передается по мужской линии), макет железной дороги, поразительный по красоте и изобретательности и при этом совершенно бесполезный, странные диалоги с коллегами, и это его «Я тебя сейчас давану!», мифический двойник, который живет только в воображении Чернова...

Абсолютное безумие в реальности Чернова, и такое же безумие в мире Сhernovа №2. Здесь подруга Ирина требует у него три рубля, дергая его за лацканы пиджака, а там та же, только Айрин, просит чек на несколько тысяч... Причем советская Ирина хоть и пилит и причитает «Перестань меня мучить!», но она любит Чернова. А заграничная Айрин, получая чек, просто делает ручкой и удаляется с милой улыбочкой. «Чао!»

В мире по Юрскому всё равнобессмысленно и безумно. Что у нас, что за кордоном. Уже абсолютно не важно то ли впрямь выбросился Чернов из окна отеля, то ли вообразил все это... Да какая, собственно, разница? Может, он вообще все это опять себе вообразил...

Спасибо, что прочитали. Читайте также:

«Такси-блюз» 1990г. — подзабытый шедевр отечественного кино. Картина целого поколения.
КиноИнна8 декабря 2022
«Башня» 1987г. – перестроечная социальная драма, не уступающая своей атмосферой триллерам.
КиноИнна2 декабря 2022
«Улыбка» 1991г. — безумный до жути отечественый фильм.
КиноИнна30 октября 2022

#сергей юрский #черновchernov #фильмы 90-ых #отечественное кино #двойники #экранизации #елена яковлева #кино не для всех