Середина ситкома – это место для развития сюжета. Именно здесь мы раз за разом видим, как герой пытается решить свою проблему, но с каждым новым шагом делает все хуже и хуже.
В первую очередь, потому что все еще не хочет становиться и подумать. Комедийные персонажи не думают – они действуют, поэтому у них ничего не получается. Все это в совокупности создает смешные ситуации, ведь необдуманные поступки в кино всегда приводят к самым непредсказуемым и нелепым последствиям. И середина эпизода — как раз то самое время, чтобы вдоволь посмешить зрителей.
Эта часть содержит следующие шаги:
- Новый план.
- Снова неудача.
- Отчаянный, но снова неправильный план.
- Мнимая победа.
- Все рушится.
- Ситуация хуже некуда.
Давайте рассмотрим эти шаги на примере сериала «Как я встретил вашу маму». В целом перед нами очень прорывное и нестандартное шоу, создатели которого много экспериментировали и с формой, и с содержанием. Но некоторые эпизоды, особенно из первых сезонов, когда сценаристы еще не прочувствовали свою силу, очень близки к разбираемой нами схеме.
Так, например, вторая серия первого сезона очень хорошо ложится на описываемые шаги.
В ней Тед узнает, что Робин считает его слишком предсказуемым и продуманным, после чего решает доказать, что она не права. Не разобравшись, в чем проблема, он полностью продумывает план по соблазнению девушки на крутой вечеринки, которую хочет устроить только ради нее. Но все расчеты летят к чертям, когда Робин не приходит.
И тут начинается второй акт. Тед узнает, что Робин не попала не вечеринку по стечению обстоятельств. У него тут же рождается новый план: провести эту же вечеринку еще раз. Робин соглашается прийти, а вот друзья не в восторге от этой затеи – две вечеринки подряд – это сложно. Но Тэд непреклонен. Он ждет, а она снова не приходит. Опять неудача.
Робин опять звонит, чтобы извиниться, и с иронией спрашивает: не продлили ли двухдневную вечеринку на третий день. В отчаянии Тэд подтверждает: да, сегодня вечером снова веселимся.
Это шаг номер восемь – отчаянное и снова неправильное решение. Но, о чудо, оно срабатывает должным образом. Робин, наконец, приходит. Но это мнимая победа, потому что почти сразу Робин знакомится на вечеринке с каким-то другим парнем. План Тэда рушится. Ведь девушка с новым другом уходит на крышу – место для поцелуем. А это уже полный провал.
Так эта часть схемы выглядит на практике.
Нужно отметить, что две попытки на решение у героя есть, только если это позволяет хронометраж. Но если из-за других линий (или тизера и эпилога), времени нет, то можно сразу переходить к шагу номер восемь. И двигаться с него дальше. Потому что именно шаги с 8 по 11 увеличивают напряжение истории и подводят к кульминации. И если исключить или слишком сократить какой-нибудь из них, история может получиться плоской и не очень яркой.