Найти в Дзене
Равенство.Медиа

= Исследование: Беднее учитель – хуже образование

Средняя зарплата учителей в России в 2021 г. составила 39 500 руб. чистыми, или 3,2 прожиточных минимума (ПМ), подсчитало «Равенство» по данным Росстата. По сравнению с 2020 г. уровень зарплат относительно ПМ снизился на 2%, а в 1 пг 2022 г. спад был уже 5% к 1 пг 2021 г. В предыдущие годы оклады преподавателей росли, но обычно вместе с нагрузкой: об ее увеличении заявили 70% опрошенных ВШЭ педагогов.

При этом на 7% выросло неравенство регионов с самыми бедными и богатыми учителями. Больше всего получают преподаватели в столице и нефтегазоносных регионах (4–5,3 ПМ), а меньше всего – в Иваново, Пскове и на Северном Кавказе (1,6–2,2 ПМ), следует из оценки «Равенства» по данным Рособрнадзора и Росстата («Как мы считали» – см. в 1-ом комментарии).

В среднем по России чистая зарплата учителей в 2021 г. составила 3,2 прожиточных минимума. Только в 14 регионах страны педагоги получают больше этого уровня, следует из рейтинга регионов РФ, который составило «Равенство». Разница между Ямалом и Кабардино-Балкарией, где соответственно самые богатые и самые бедные учителя, – почти 3,2 раза, хотя в 2020 г. неравенство было трехкратное.

Регионы России по уровню зарплат учителей относительно прожиточного минимума (раз) (в скобках – качество образования* в баллах).

1. Ямало-Ненецкий АО 5,3 (46)

2. Сахалинская обл. 4,8 (45)

3. Москва 4,8 (59)

4. Санкт-Петербург 4,3 (55)

5. Ханты-Мансийский АО 3,9 (52)

6. Чукотский АО 3,9 (49)

7. Московская обл. 3,6 (55)

8. Ленинградская обл. 3,6 (54)

9. Белгородская обл. 3,6 (48)

10. Магаданская обл. 3,6 (47)

Россия – 3,2 (48)

76. Еврейская АО 2,2 (46)

77. Дагестан 2,2 (40)

78. Забайкальский край 2,2 (42)

79. Ивановская обл. 2,1 (50)

80. Псковская обл. 2,1 (50)

81. Северная Осетия 2,0 (46)

82. Карачаево-Черкессия 1,9 (41)

83. Ингушетия 1,8 (41)

84. Чечня 1,8 (42)

85. Кабардино-Балкария 1,6 (42)

Качество образования оценивалось Рособрнадзором по экзаменам 2021 г. по 4-ем критериям: минимальная подготовленность (сколько сдают экзамены), максимальная подготовленность (сколько сдают отлично), образовательное равенство (разброс в уровне подготовке) и функциональная грамотность (выполняемость заданий по применению знаний на практике).

В регионах с низкими доходами порой хуже образование, что закрепляет их отсталость. Степень корреляции между относительным уровнем зарплат и качеством образования в областях Центральной России достигает 64%, что может говорить о заметном уровне связи. Если рассматривать страну в целом, то выделяются два полюса: Москва, Санкт-Петербург и Московская обл., где относительно высокие доходы учителей и высокое качество образования, и Северный Кавказ, где и то, и другое на низком уровне.

Впрочем, оценка Росстатом уровня зарплат педагогов довольно оптимистическая. По данным ведомства в 2021 г. она была 45 225 руб., или 39 500 руб. чистыми. В то время как мониторинг ВШЭ показал, что средняя зарплата в школе в 2020-2021 г. учебном году у учителей со стажем 5-20 лет составила около 27 300 руб.

Более того, о росте зарплаты за период с 2019 по 2021 г. говорят лишь 33% учителей в возрасте 30-50 лет, а 35% говорят о ее снижении, показал мониторинг.

Оклады у учителей по базовой ставке (за 18 ч в неделю) небольшие. Чтобы как-то свести концы с концами приходится брать 1,5, а то и 2 ставки, а также дополнительные обязанности. Но 18 ч уроков может требовать еще столько же часов на подготовку к ним. В результате при 2 ставках учителям начинает хронически не хватать времени на подготовку.

Как следствие, за последние два года:

– значительно выросла нагрузка, что отмечают 70% учителей, тогда как об уменьшении говорят только 4% педагогов;

44% учителей график не позволяет заниматься профессиональным развитием;

– у 67% учителей стало меньше времени на семью;

74% согласны, что учителям не хватает времени на подготовку к занятиям.

Это отчасти объясняет, почему в ряде регионов наблюдается одновременно и “высокие” зарплаты, и низкое качество образования.

В целом 68% учителей не удовлетворены зарплатой, а 95% считают, что она меньше трудозатрат. У 46% педагогов в возрасте 30-50 лет не хватает денег даже на одежду.

Низкие доходы являются основной причиной неудовлетворенности работой в школе, о чем заявляют около 46-50% учителей, опрошенных ВШЭ, примерно 50% из которых хотели бы покинуть школу.

Равенство.Медиа