Средняя зарплата учителей в России в 2021 г. составила 39 500 руб. чистыми, или 3,2 прожиточных минимума (ПМ), подсчитало «Равенство» по данным Росстата. По сравнению с 2020 г. уровень зарплат относительно ПМ снизился на 2%, а в 1 пг 2022 г. спад был уже 5% к 1 пг 2021 г. В предыдущие годы оклады преподавателей росли, но обычно вместе с нагрузкой: об ее увеличении заявили 70% опрошенных ВШЭ педагогов.
При этом на 7% выросло неравенство регионов с самыми бедными и богатыми учителями. Больше всего получают преподаватели в столице и нефтегазоносных регионах (4–5,3 ПМ), а меньше всего – в Иваново, Пскове и на Северном Кавказе (1,6–2,2 ПМ), следует из оценки «Равенства» по данным Рособрнадзора и Росстата («Как мы считали» – см. в 1-ом комментарии).
В среднем по России чистая зарплата учителей в 2021 г. составила 3,2 прожиточных минимума. Только в 14 регионах страны педагоги получают больше этого уровня, следует из рейтинга регионов РФ, который составило «Равенство». Разница между Ямалом и Кабардино-Балкарией, где соответственно самые богатые и самые бедные учителя, – почти 3,2 раза, хотя в 2020 г. неравенство было трехкратное.
Регионы России по уровню зарплат учителей относительно прожиточного минимума (раз) (в скобках – качество образования* в баллах).
1. Ямало-Ненецкий АО – 5,3 (46)
2. Сахалинская обл. – 4,8 (45)
3. Москва – 4,8 (59)
4. Санкт-Петербург – 4,3 (55)
5. Ханты-Мансийский АО – 3,9 (52)
6. Чукотский АО – 3,9 (49)
7. Московская обл. – 3,6 (55)
8. Ленинградская обл. – 3,6 (54)
9. Белгородская обл. – 3,6 (48)
10. Магаданская обл. – 3,6 (47)
Россия – 3,2 (48)
76. Еврейская АО – 2,2 (46)
77. Дагестан – 2,2 (40)
78. Забайкальский край – 2,2 (42)
79. Ивановская обл. – 2,1 (50)
80. Псковская обл. – 2,1 (50)
81. Северная Осетия – 2,0 (46)
82. Карачаево-Черкессия – 1,9 (41)
83. Ингушетия – 1,8 (41)
84. Чечня – 1,8 (42)
85. Кабардино-Балкария – 1,6 (42)
Качество образования оценивалось Рособрнадзором по экзаменам 2021 г. по 4-ем критериям: минимальная подготовленность (сколько сдают экзамены), максимальная подготовленность (сколько сдают отлично), образовательное равенство (разброс в уровне подготовке) и функциональная грамотность (выполняемость заданий по применению знаний на практике).
В регионах с низкими доходами порой хуже образование, что закрепляет их отсталость. Степень корреляции между относительным уровнем зарплат и качеством образования в областях Центральной России достигает 64%, что может говорить о заметном уровне связи. Если рассматривать страну в целом, то выделяются два полюса: Москва, Санкт-Петербург и Московская обл., где относительно высокие доходы учителей и высокое качество образования, и Северный Кавказ, где и то, и другое на низком уровне.
Впрочем, оценка Росстатом уровня зарплат педагогов довольно оптимистическая. По данным ведомства в 2021 г. она была 45 225 руб., или 39 500 руб. чистыми. В то время как мониторинг ВШЭ показал, что средняя зарплата в школе в 2020-2021 г. учебном году у учителей со стажем 5-20 лет составила около 27 300 руб.
Более того, о росте зарплаты за период с 2019 по 2021 г. говорят лишь 33% учителей в возрасте 30-50 лет, а 35% говорят о ее снижении, показал мониторинг.
Оклады у учителей по базовой ставке (за 18 ч в неделю) небольшие. Чтобы как-то свести концы с концами приходится брать 1,5, а то и 2 ставки, а также дополнительные обязанности. Но 18 ч уроков может требовать еще столько же часов на подготовку к ним. В результате при 2 ставках учителям начинает хронически не хватать времени на подготовку.
Как следствие, за последние два года:
– значительно выросла нагрузка, что отмечают 70% учителей, тогда как об уменьшении говорят только 4% педагогов;
– 44% учителей график не позволяет заниматься профессиональным развитием;
– у 67% учителей стало меньше времени на семью;
– 74% согласны, что учителям не хватает времени на подготовку к занятиям.
Это отчасти объясняет, почему в ряде регионов наблюдается одновременно и “высокие” зарплаты, и низкое качество образования.
В целом 68% учителей не удовлетворены зарплатой, а 95% считают, что она меньше трудозатрат. У 46% педагогов в возрасте 30-50 лет не хватает денег даже на одежду.
Низкие доходы являются основной причиной неудовлетворенности работой в школе, о чем заявляют около 46-50% учителей, опрошенных ВШЭ, примерно 50% из которых хотели бы покинуть школу.