Это будет самый трудный отзыв в моей игровой карьере за все годы, ибо сегодня поговорим о долгострое, игре, которую я ждал с 2018 года, после прохождения “Бесконечного лета”. Много всего случилось с того времени. Я тогда обещал, что куплю их новую игру “Любовь, Деньги Рок-н-Ролл” за 600 рублей обязательно, поскольку хочу отблагодарить разработчиков “Бесконечного лета” за их труд. В феврале 2022 года началась СВО, и дед Габен поступил как подлая крыса, не позволяя жителям России и Белоруссии покупать игры в Стиме, я в свою очередь тоже обещал себе не вкладывать деньги в этого паршивого старика, и с тех пор слово держу. Но интерес к ЛДРР не пропал, поэтому я скачал пиратку, выбил одну из плохих концовок Химиму, понял, что игра мягко сказать не удалась, но любопытство пересилило. Заглянул на сайт разработчиков, купил у них лицензионный ключ, активировал в Стим, на полное прохождение игры потратил без малого тридцать часов, и теперь надо описать все свои впечатления, и заслуженно поругать “Soviet Games” за их работу. Скорее всего данный отзыв будет крайне сумбурным, но молчать я не могу, ибо недостатков в новелле столько, что игнорировать их никак нельзя. Начнём, пожалуй!
Итак, что понравилось:
1. Графика – это не заметит только слепой. Если в БЛ разработчики использовали хороший и бесплатный при этом движок Ren’Py, который выдавал (да и сейчас выдаёт) хорошую картинку, то в ЛДРР разработчики решили сделать ставку на Unity3D, сделав фоны и спрайты анимированными. И это было правильным решением, поскольку визуальная составляющая игры получилась просто офигенная! Я сейчас говорю, как восторженный школьник, увидевший вблизи свою любимую рок-группу, но чёрт возьми это правда. Вот не припомню более красивой визуальной новеллы за всю историю этого жанра. Каждый фон, каждая эмоция, каждая мелочь пестрит красками, а различные эффекты только дополняют приятную картину (падающие листья сакуры, например). А спрайты заслуживают отдельной похвалы, ибо над ними видна работа. Каждая героиня выражает с десяток эмоций, и это видно, причём в разных обстоятельствах. Можете ругать меня за моё восхищение графикой, но в этом видна душа разработчиков. Художники и программисты (наверно даже в одном лице) постарались. Если многочисленные переносы игры были связаны со шлифовкой графики, то это ожидание того стоило. Глюков я не заметил ни разу. Вся игра работала стабильно, необходимая математика пахала как часы. Всем, кто трудился над графикой – жму руку (парням) и целую ручку (девушкам).
2. Япония восьмидесятых – это преподносили как этакую фишку ЛДРР, и именно ей они меня и заманили в игру. Я конечно не большой знаток Японии и восьмидесятых, но, судя по моим скромным познаниям, разработчикам удалось в целом передать атмосферу тех лет и той страны. Тут вам и рок-н-ролл, пик которого пришёлся как раз на те года, Холодная война между СССР и США, место Японии в этом конфликте, игры разведок, зарождающаяся индустрия видеоигр, реклама тех лет, особенности менталитета послевоенной Японии. Многих тонкостей я не знаю, но в целом было приятно окунутся в те года, если бы разработчики не испортили это погружение неуместными моментами, о которых расскажу ниже.
3. Концовки Химицу и Кагомэ – буду с вами честен, только эти две девушки получились “живыми”, и ради эмоций которых я терпел ГГ. Уверен, сейчас на меня накинутся фанаты Кати и Эли, но перед этим признайтесь себе, что Катя- это вечный бушующий огонь, и жить с ней тихо и мирно не получится, Эли – избалованная принцесса с вечными перепадами настроения, что тоже не гарантия стабильных отношений. Кагомэ тоже нервозная, но её нервозность отличается от прочих из-за всего, что она пережила, и в хорошей концовке с ней от её нервозности не остаётся и следа. А Химицу – это милый котёнок (которого разработчики раз за разом превращают в чудовище в отношениях с другими девушками), который безмерно любит ГГ, и которая ради него пойдёт хоть в огонь, хоть в воду. Да, эмоции порой берут своё, но это случается так редко. В общем Химицу – отличная тихая гавань, что является почти стопроцентной гарантией крепких отношений и хорошей семьи (хорошая концовка с ней в СССР только подтверждает это). Ради этих концовок я настрадался, и только они позволили мне закончить ЛДРР.
4. Некоторые второстепенные персонажи – вечно неунывающий Кёске, Кобаяши Джун, Майкл. Пожалуй, ещё эти персонажи запоминаются, не только разницей менталитетов, но и своим поведением. На их проработку потратили меньше времени, но всё равно они мне запомнились. И Кёске тут реально самый адекватный персонаж, с этим невозможно спорить (особенно пройдя ЛДРР на все концовки).
5. Музыка – она отличная, и великолепно передаёт атмосферу и настроение ЛДРР во всех аспектах. Более того, у меня теперь каждая из девушек ассоциируется с конкретной композицией: Химицу это “The Spiral of Revival” и “Sweet Pancakes With Strawberry Jam”, Катя (Кэтрин) это “Vanilla Sky With Bitter Tears”, Эли это “Unchained”, Кагомэ это “Ultraviolet Stream” (кстати, моя любимая композиция).
Теперь переходим к вкусненькому!
Итак, что не понравилось:
1. Главный Герой – знаете, такую вечно ноющую о своей судьбе-судьбинушке унылую размазню в визуальных новеллах ещё поискать. Эта амёба (Николай Анюхин кстати) вечно страдает из-за Кати, даже когда отношения с другими девушками идут в гору. Знаете, Семён в БЛ тоже часто рефлексировал, но при этом он был крепким персонажем, который осознано выбирал выборы, решал решения, руководствуясь своей философией и предлагаемыми обстоятельствами. А Николай – это натуральная амёба, которую игрок тащит за собой по выборам, словно осла на верёвочке, а он ещё и упирается, и каждый раз после выбора он ещё и ноет о том, что может не стоило это выбирать, как бы ломая “четвёртую стену”, чем выводит из себя игрока (вот серьёзно, пару раз порывался бросить чтение, вот настолько он достал своим нытьём). Вот вам нравятся люди, которые вечно ноют? Меня вот тоже нет. Он ноет, он ноет когда школяр, он ноет когда работает шахтёром, он ноет когда в опасности, он ноет когда опасности нет, он ноет в концовках. Это круговорот нытья в игре. Задаёшься резонным вопросом “А почему я должен сопереживать этой амёбе, и почему девушки к нему клеятся?”. Вообще в какой вселенной это происходит? И если Семён из БЛ своё счастье заслужил, и мы помним почему это так, то Николай – это просто ошибка природы, которому незаслуженно привалил счёт в банке, престижная частная школа и четыре красавицы девушки.
2. Непонятные выборы – говорю заранее тем, кто только планирует пройти ЛДРР – играйте с руководствами, дабы выйти на нужные вам концовки и не тратьте своё время на самостоятельную проработку вариантов, иначе застрянете здесь на 150 часов (а то и больше). Здешние выборы настолько непонятные, что я этому до сих пор удивляюсь, хотя, казалось бы, что тут сложного: выбираем понравившуюся девушку – выбираем логичное действие для её склеивания – и получаем нужный вам эффект. А вот и нет! Сказали разработчики из “Soviet Games” и сделали всё неочевидным, ввели баллы для каждой девушки, иначе нафиг они придумали 14 концовок. 14 концовок Карл! Нахрена столько? В общем играйте с руководством, я вас заклинаю! Просто эти выборы нарушают даже элементарные законы логики, и догадаться о правильной последовательности можно только множеством случайных тыканий. Слава Богу, что это не Тейл Тейл, и ваши выборы действительно влияют на финал.
3. Отсылки – в погоне за отсылками разработчики умудрились запороть к чертям атмосферу. И если отсылки к БЛ тут были уместны (всё же из первая игра, за которую они получили свои очки ЧСВ и армию преданных фанатов, среди которых есть и мой друг), то вот отсылки к Киану Ривзу, Фениксу Райту, даже к Властелину Колец Христа Ради смотрятся тут также уместно, как еврейские раввины за столом у Гитлера. Вы вроде как восьмидесятые нам показываете разработчики (даже эффект перемотки как на VHC кассетах добавили, спасибо я понастальгировал), но когда ГГ цитирует Властелина Колец (причём как книгу так и фильм), и это при том что он читает только фантастику, а до появления фильмов ещё тринадцать лет – то это нефигово так вырывает из игры. А ещё рассказ о римском легионере и варварах на севере Европы – это что такое было разработчики? У вас в команде любитель истории нашёлся, который посчитал уместным вставить этот кусок в голову ГГ, который читает ТОЛЬКО фантастику. Может меня наймёте? Я могу вам написать отличный исторический сюжет с несколькими концовками. Обращайтесь!
4. Вода- БЛ была лаконичной игрой, и не успевала надоесть за свои шестнадцать часов и за это я ещё люблю и ценю, то ЛДРР – это водянистая вода из водянистой воды, которая заполнена на девяносто процентов чем? Правильно! Непрекращающимся нытьём ГГ, который изредка разбавляет свою речь отсылками к литературе и кино. Вы бы знали сколько я раз был готов бросить это заунывнейшее чтение и просто проматывать эту воду, но невероятным усилием воли этого не случилось. И Слава Богу, что это визуальная новелла, а не книга, иначе будь она книгой, то я её бы бросил читать уже не первых страницах. Да, по объёму текста ЛДРР – это “Война и Мир” среди всех визуальных новелл, существующих на данный момент. Но что толку, если девяносто процентов текста – это вода, а вот у Толстого были крепкие персонажи, да и событий много было, и даже рассуждения имелись философские, правда Толстой дурак не додумался всё из книги выкинуть, оставив только рассуждения, а вот разработчики из “ Soviet Games” додумались!
А в конце хочу обратиться лично к “Soviet Games” (если вы прочитаете конечно этот отзыв). Несмотря на откровенный провал ЛДРР, я верю в вас, и надеюсь, что вы учтёте ошибки данного проекта, и в следующей своей игре покажите, что можете конструктивно реагировать на справедливую критику. Я не буду просить вас вернуть мои 600 рублей, поскольку обещание есть обещание, да и ваши художники и композиторы заслужили свой гонорар. И спасибо вам, что продавали ключи у себя на сайте. Не скатывайтесь до уровня EA и Юбисофт, где за красочной обёрткой – звенящая пустота!
Рекомендовать ЛДРР после всего вышесказанного тяжело и вряд ли уместно, поскольку минусы игры сильно перекрывают её плюсы. Бесконечное Лето бесконечно лучше, хотя ещё никто не скинул с пьедестала самую лучшую визуальную новеллу всех времён и народов – One Day in London.
А от меня ЛДРР получает 4 Химицу с Кагомэ из 10 возможных!