Найти в Дзене
Музей техники

Многоцелевая "Молния"

Во время Великой Отечественной Войны в СССР попало несколько интересных образцов американских самолетов, которые не поставлялись к нам по Ленд Лизу. Одним из таких самолетов, часть которого, сохранилась до нашего времени стал Lockheed P-38 Lightning Первые запросы в США о возможности получения P-38, были сделаны советской стороной еще в 1943г., но американцы отказались поставлять эти самолеты в СССР. Первое появление этих самолетов на территории СССР состоялось 24 мая 1944г. Тогда на Полтавский аэродром перелетели два Лайтинга, в варианте фоторазведчика F-5. В ходе операции Фрэнтик 3, 72 Лайтинга из 15 Воздушной Армии USAF были переброшены на наши аэродромы. Один из разведчиков F-5 был серьезно поврежден при налете немецких бомбардировщиков на Полтаву и был оставлен там, как, не подлежащий ремонту. Еще один P-38L-1 сел на вынужденную посадку в Венгрии, в расположении советских войск. Восстановить и использовать в составе ВВС СССР удалось только один Лайтинг. Это был P-

Lockheed P-38 Lightning
Lockheed P-38 Lightning

Во время Великой Отечественной Войны в СССР попало несколько интересных образцов американских самолетов, которые не поставлялись к нам по Ленд Лизу. Одним из таких самолетов, часть которого, сохранилась до нашего времени стал Lockheed P-38 Lightning

P-38L-1 №42-4384 на испытаниях
P-38L-1 №42-4384 на испытаниях

Первые запросы в США о возможности получения P-38, были сделаны советской стороной еще в 1943г., но американцы отказались поставлять эти самолеты в СССР. Первое появление этих самолетов на территории СССР состоялось 24 мая 1944г. Тогда на Полтавский аэродром перелетели два Лайтинга, в варианте фоторазведчика F-5. В ходе операции Фрэнтик 3, 72 Лайтинга из 15 Воздушной Армии USAF были переброшены на наши аэродромы. Один из разведчиков F-5 был серьезно поврежден при налете немецких бомбардировщиков на Полтаву и был оставлен там, как, не подлежащий ремонту. Еще один P-38L-1 сел на вынужденную посадку в Венгрии, в расположении советских войск. Восстановить и использовать в составе ВВС СССР удалось только один Лайтинг. Это был P-38L-1 №42-4384. Он участвовал в прикрытии челночных рейдов B-17 и B-24 в СССР и брошен после вынужденной посадки. Самолет имел собственное имя Blackie. Инженерами 173 АП 56 ИАД он был восстановлен и использовался для учебно-тренировочных полетов.

Lockheed P-38 Lightning
Lockheed P-38 Lightning

В таком виде этот Лайтинг и встретил Победу. После окончания войны самолет передали в НИИ ВВС, где в начале 1947г были проведены летные испытания P-38.Ведущим летчиком назначили В.А Хомякова, а кроме него на самолете летали П.М.Стефановский и Ю.А.Антипов. Самолет оценивали как истребитель сопровождения. Полностью летные данные проверить не удалось, из-за отсутствия 100-октанового бензина. По окончанию программы в НИИ ВВС, самолет передали в ЦАГИ, где была проведена программа изучения и испытаний Лайтинга. Затем самолет оказался в МАИ, где и находился в относительно целом виде до 1973г. Тогда МАИ получил большое количество современных самолетов, для использования в качестве учебных пособий и чтобы освободить место, все самолеты времен ВОВ были порезаны. От Лайтинга осталась небольшая секция крыла, которую студенты 1 факультета могут и сейчас видеть в ангаре.

 Вторая в кадре серебристая секция крыла от P-38L-1 №42-4384 в ангаре МАИ в наши дни.
Вторая в кадре серебристая секция крыла от P-38L-1 №42-4384 в ангаре МАИ в наши дни.

Lockheed P-38 Lightning Истребитель в наши дни.
Lockheed P-38 Lightning Истребитель в наши дни.

Отдельная благодарность Евгению Лебедеву

https://vk.com/stealth355