Переулок прогресса.

И так тезисно моя позиция по картине мира и его перспективам.

Рост экономики прямо пропорционален производительности труда, производительность труда повышается за счет специализации и повышения навыков.

Специализация следствие разделения труда.

Предметом изучения в экономика должен быть не индивидуум (как в Экономикс) или национальная экономика (как в Политэкономии), а замкнутый воспроизводственный контур (ЗВК, как в Неокономике).

Главной характеристикой сравнения ЗВК – глубина разделения труда. Возможно, определять измерением числа профессий или размера предметно-технологического множества (ПТМ).

ЗВК – это контур сбалансированный по производству и потреблению внутри себя с полным использованием лимитирующего ресурса. (первоначально – рабочего времени)

Примеры ЗВК: в чистом виде - первобытное племя, с допущением Робинзон Крузо или колонисты «Таинственного острова», фермеры Дикого Запада, в некотором смысле римская вилла или европейский феод или любая сельская община в раннем, докапиталистическом обществе. Все то, что живет «натуральным хозяйством».

Свойства ЗВК:

· Обмен носит характер распределения. Методы административно-командные (АКС), принцип эгалитаризма. Есть элементы реципрокного обмена.

· Структура производства/потребления жесткая и задается развитием производственных сил (величина и качество ресурсов, доступные технологии и ПТМ).

· Переход с уровня N на N+1 сильно затруднен и связан с кратным ростом числа членов ЗВК.

· Отсутствие товарного производства, так как обмен промежду ЗВК невозможен.

· Миграции исключены (за исключением частного перехода индивидуумов с физическим вытеснением соперника и занятием его места).

С момента появления денег (монеты) начинается процесс взаимодействия воспроизводственных контуров (ВК), которые теряют замкнутость, а со временем начинают носить все более абстрактный характер. Замкнутые воспроизводственные контура эволюционируют в «цепочки поставок». В настоящее время практически невозможно определить участников или границы новых ЗВК, в виду их смешения и переплетения связей. На смену чистого АКС приходит смешанная система АКС-рынок.

С появлением монеты появляются владельцы монеты и выделяется «финансовый сектор» заинтересованный в расширении обращения монеты.

Монета разделяется на «потребительские деньги» и «деньги финансового сектора», двойственный характер денег проявляется в «парадоксах эмиссии».

Эмиссия монеты может вызывать как инфляцию так и дефляцию.

Доход финансового сектора складывается из разницы производительности разных ВК, и оформляется как

· Маржа с торговых операций (прямая разница производительности ВК)

· Ссудный процент – (монета имеет стоимость, в том числе и по этому фиатные деньги победили «золотой стандарт»)

· Рента – (разница производительности ресурсов ВК при переходе их в частную собственность)

С началом взаимодействия ВК начинается взрывной период дальнейшей специализации и роста производительности труда, но теряется сбалансированность системы. Это процесс прямо пропорционален величине «монетизации» экономики.

Разделение труда носит «профессиональный» и «технологический» характер. Условный коэффициент эффективности «технологического» разделения труда на порядок выше, но связан с негативными факторами:

· Профессионализм, основанный на естественных преимуществах, уступает «абстрактному труду» в виде «технологической функции».

· Что оказывает давление на «рынок труда».

· Возникают условия для экспроприации прибавочного продукта.

· Нагрузка на психику рабочего из-за монотонности работы и низкой доли интеллектуального участия в процессе.

· Отдаление рабочего от результата труда, снижение мотивации.

· Возникновение и нарастание аврально-опытной деятельности (АОД).

Жесткость структуры экономики наследуется от ЗВК, но начинает в большей степени зависеть от величины платежеспособного спроса.

В качестве «движущей силы» процесса углубления разделения труда становятся «волны спроса» окончание/насыщение которых порождает «циклические кризисы перепроизводства.

Способность человека производить орудия труда для производства орудий труда позволяет концентрировать в «одной точке и в одном моменте» технологической цепочки труд огромного количества людей, разгоняя процесс углубления разделения труда.

Инновации в создании этих «точек» и есть научно-технический прогресс. НТП в промышленном производстве на волне спроса (необходимое условие) позволяет совершить промышленную революцию. Чаще всего НТП в промышленности сопровождается с низкой мобильность и относительно высокой стоимостью человеческого ресурса (как это было в Англии в 18-м веке).

Инновации в быту призваны уменьшать долю «неоплачиваемой домашней работы» и увеличивать проникновение в быт разделения труда (бытовая техника, общепит и т. д.)

Разрушение ЗВК приводит к атомизации общества. Первой жертвой становятся племена/общины, за тем «большая семья», далее институт семьи в целом. А эти изменения в структуре общества влияют на изменение морального кодекса общества.

Упомянутые волны спроса и следующие за ними кризисы перепроизводства это видимые и давно привычные искажения на прямой прогресса. Но вот вечен ли сам прогресс? Не говоря о том доступен ли, он всему человечеству.

Во-первых, на пути прогресса становиться частная собственность. Финансовый сектор затевает всю движуху ради прибыли. Источники прибыли мы обозначили. Это разница в производительности двух ВК, с разной системой разделения труда. И этот обмен доброволен и взаимовыгоден, так как ведет к росту производительности всей системы. На ряду с этим существует эксплуатация самого бесправного участника ВК, этакого «Робинзона без острова»– пролетария (что тоже вписывается в модель взаимодействия ВК). Ибо пролетарий это ВК способный производить только один вид товара – других пролетариев.

По мере расширения, глобализации производственной цепочки (читай – глобального ВК) в неё вовлекаются все новые и новые ВК калибром поменьше. И рано или поздно они кончатся. Кончится прибыль. Кончится стимул для частной инициативы предпринимателей. Разные отрасли будут достигать точки с нормой прибыли «околоноля» не одновременно. «Атланты» начнут сваливать из загибающихся отраслей вынося капитал и разрушая за собой нерентабельные производства без шансов воссоздать их.

Во-вторых, в глобальном смысле, вся торговля — это игра с отрицательной суммой. Игроки в «монопольку», сидящие друг с другом за столом, не получают из «банка» деньги за ход, а платят за издержки по преодолению энтропии, концентрируя в руках меньшинства тающий комок и высаживая из-за стола «неудачников». В условиях подсаживающихся за стол «лохов» извне игра продолжается. Но без них… казино не играет само с собой. Игра перестаёт стоить свеч.

В-третьих, мы говорили не просто о волне спроса (новых «лохов», новых ВК), а о волне «платежеспособного» спроса. У лоха должны быть деньги. Что бы получить деньги, их надо на что-то обменять, то есть что-то продать «владельцу» монеты, финансовому сектору. Не у всех жителей планеты Земля есть что предложить в эту сделку. А стать участником глобального ВК хотя бы на правах пролетария не позволяет закон «жесткой пропорциональности» в структуре этого ВК.

То есть прямая дорога прогресса рано-или поздно упрется в тупик из-за невозможности расширения рынка. А законы этого самого рынка основанные на частной собственности не способны не то что выйти из тупика, а даже удержать экономику в «плато».