ЧТОБЫ ОТВЛЕЧЬСЯ ОТ УГНЕТАЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ, ГЕРОИНЯ ВООБРАЖАЕТ РАДУЖНУЮ ПОЛЯНУ, ПО КОТОРОЙ БЕГАЕТ ОЛЕНЬ. ЗВЕРЬ – НА СВОБОДЕ, ОНА – НЕТ…
Знакомство с психологической драмой «Девушка за стеклом» оставило угнетающий осадок. Когда узнала, что история экранизирована на основе реальных событий, то была шокирована еще больше: чего только в жизни не бывает… Главную героиню и так безумно жаль, а теперь оказывается, что этот кошмар наяву был в жизни не киноперсонажа, а реального человека. События сериала начинаются в 1993 году. Женщина закапывает в землю какие-то вещи, среди них – дневник ученика начальной школы. Это какой-то магический обряд или способ избавиться от воспоминаний?
Через много лет на этом месте стоит раскидистое красивое дерево. А затем сюжет уносит зрителя в какое-то жуткое мрачное помещение, где девушка при помощи старушки принимает душ. Уже настораживает… Почему она не может помыться самостоятельно?! Через короткое время приходит еще одна пожилая особа. Интересуется, всё ли в порядке? Затем происходят более странные вещи: девушка становится на весы, стрелка показывает 53.300 кг и женщина, заглянувшая в помещение второй, стала сурово отчитывать молодую за " лишний " вес: «Наверно, яблоко после ужина съела, поэтому! А может, вообще за моей спиной употребляешь сладости, лимонад?!!». Та оправдывается: «Мама, я яблоко съела всего лишь половину и на этом всё. О конфетах и других излишествах даже не думаю!». Заметьте, возраст девушки уже явно за 20. «Ты должна весить ровно 53 кг», - последовало суровое напоминание. Что за критерии такие в этом «модельном агентстве»?
А дальше еще непонятнее. Несчастной героине помогают надеть белье с корсетом. Туго затянутое одеяние девушка вряд ли сможет снять самостоятельно, да еще и кончик шнуровки старые ведьмы спичкой опалили. Как раз-таки во время этой процедуры девушка за стеклом и представляла полянку, на которой беззаботно резвился олень: воображаемая картина была в необыкновенно радужных тонах. Особенно контраст заметен на фоне этого серого жуткого помещения. Да уж, беззаботный олень легко и стремительно мчался по своим делам. Ему можно позавидовать, девушке – нет. Возможно, в этом образе героиня подсознательно олицетворяла себя и стремилась к такой же свободе…
Но вернемся к реальности. После того, как на девушку был надет корсет, мать дала распоряжение помощнице: «Дальше она сама справится». Пожилые женщины покинули гнетущее помещение. А Налан (так звали героиню) одевалась, смотрела в зеркало и видела всю ту же красивую полянку… Затем мираж рассеялся. Из зеркала смотрела серьезная молодая особа в скромном темном платье и туфлях лодочках. Скоро она отправится на работу.
Девушка вышла к завтраку, приветливо поздоровалась с отцом. Тот с улыбкой ответил: в отличии от ведьмы, мужчина выглядел добродушно. А затем снова произошла сцена, которая меня шокировала. Налан почувствовала аромат чая и ей очень уж захотелось этого напитка. Пить жидкость тоже было нежелательно, корсет-то снять она не сможет, а впереди долгий рабочий день…
После некоторых колебаний, девушка все-таки налила полчашки под осуждающим взглядом матери. Мегера нервозно сказала: «Ну-ну, еще полную чашку налей». Чаю Налан как-то расхотелось, а мать придвинула к ней тарелку и распорядилась: «Ешь лучше огурцы-помидоры». Отец, наблюдавший эту сцену, пожал плечами, а во взгляде читалось: «Ну, что поделаешь, раз она так сказала…». Занавес.
Можно подумать, что действие происходит в глухой деревне среди полубезумных жителей, наполненных какими-то дикими предрассудками… Но нет. Девушка выходит на улицу и любуется бескрайней водной гладью. Роскошный особняк этого странного семейства с видом на море или океан, не столь важно. А дальше Налан садится в роскошное авто и уезжает на работу. Вопрос 1. Вряд ли ведьма заработала на такую дорогостоящую жизнь. Такой уровень достатка, безусловно, семья получила благодаря главе дома. Раз отец смог заработать на такой уровень жизни, значит, совсем не глуп. А если хватает ума и рассудительности, как можно не заметить, что с дочерью что-то неладно? Взрослая здоровая девушка не может чай выпить без ведома матери! Да уж, абсурд, что ещё сказать…
Я была уверена, что на этой сюжетной линии чудачества закончатся. Как же я ошибалась! Далее показан следующий кадр: мужчина роется в мусорном баке. Рядом находится роскошный особняк. Камера плавно отъезжает и становится видно, что это карлик. Он продолжает свои поиски и наконец-то нашел «сокровища» - кусочек котлеты и незаконченный рулон туалетной бумаги. Остатки еды карлик бросил пробегавшей мимо кошке, а другую находку положил в карман, а затем важно прошествовал в свою виллу.
Далее маленький человек занялся другим делом – стал проверять показания счетчиков: газ, электричество. На фоне этой хозяйственной деятельности громко играет инструментальная музыка. Звуковое сопровождение добавляет атмосферности, создаётся впечатление, что это словно сказка-фэнтези, а не современный турецкий сериал. Затем карлик заходит на кухню, подходит к прислуге и кладет на весы сыр, который та ему подала на завтрак. Весы показывают больше, чем нужно.
Карлик важно произносит: «Будь внимательна! Сыр должен весить ровно 25 грамм. После состоялась другая странная процедура – карлик считал оливки в своей тарелке: их должно быть ровно 25 штук. Служанка положила на одну больше, за что вновь получила выговор. Затем мужчина стал внимательно наблюдать, как ему варят ему кофе в турке, взяв свою чашку,произнёс: «Остатки в раковину не выливайте, я после допью.» Глядя, как он удаляется прочь, одна из женщин в сердцах произнесла: «Лишь бы ничего не пропало, он, поди, и мочу свою пьёт». Сидящие на кухне захохотали, а я после этой реплики уже не знала, чего еще ожидать от сериала…
Три женщины, которые находились на кухне – это служанка, а также жена и дочь владельца особняка. Я сначала подумала что именно карлик - владелец особняка. Однако оказалось, что уродливый человечек всего лишь помощник по хозяйству. Главу этого чрезмерно экономного семейства зовут Рафет и он еще скажет своё слово в этой серии. А женщины, оставшись одни, отдернули занавеску на кухне. За ней обнаружилась гора цветных пакетов из торгового центра: кто-то от души прошелся по магазинам. Дочка весело сказала: «Мам, если так любишь покупать, то и наверх таскать пакеты тоже будешь сама!»
Конечно, таскать покупки не барское дело, эту опасную миссию доверили служанке. И та, подхватив обновки и умирая от страха, стала украдкой подниматься наверх. Если карлик увидит, то не сносить головы. К счастью, всё обошлось. Служанка благополучно донесла пакеты, открыв дверь потайной комнаты. А там…. Любая кинозвезда сошла бы с ума от зависти. Комната пестрела невероятным количеством красивейших нарядов. Также в ней можно было увидеть разнообразные аксессуары: шляпки, туфли, драгоценности. Понятно, что если хозяин до такой невероятности скуп, то супруга продемонстрировала противоположную крайность: иначе с ума можно сойти, считая оливки…
Служанка не попалась карлику по одной-единственной причине: в это время он обычно проводил с хозяином особняка в его комнате – помогал завязывать галстук и рассказывал домашние новости. Одна из них касалась мусорных находок. Тахо (так звали человечка) не упустил возможности наябедничать: в мусор выкинули кусок котлеты и незаконченный рулон туалетной бумаги. Дошло до маразма - стали вычислять, кто такое мог сделать: предположили, что бумага – дело рук служанки, а котлета – одного из сыновей. Выговор за расточительность решили не объявлять: на первый раз транжиры были прощены. Далее хозяин интересуется, готовы рисовые пудинги для приюта? Карлик отвечает, что всё нормально, еще и одежду ненужную отдадим.
Рафет пустился в воспоминания пополам с нравоучениями: «Тахо, ты ведь тоже из приюта, а теперь, посмотри, какой стал! Никогда нельзя говорить, что в этой жизни тебя ничего не ждет. Нужно верить в свой успех, но нельзя ничем кичиться. Во всем важна золотая середина!». Да уж, "учитель" называется. Разве рыться в помойке и считать оливки на тарелке назовешь той самой золотой серединой?!
А затем хозяину попадается на глаза свежая газета. И вдруг Рафет испытал приступ гнева: на одной он увидел гуляющую в парке женщину, которые репортёры назвали «Светская львица». У этой дамы есть муж, дети. Но это еще не всё – уже много лет она крутит роман с одним из сыновей Рафета. Праведный папаша в ярости, он внушал, угрожал, ставил парню ультиматумы, а отношения всё не заканчиваются. Вот и сейчас карлик доложил, что слышал, как вчера любовники болтали по телефону. К завтраку экономный глава семейства спускался вне себя от злости, обзывая женщину при карлике всякими непотребными словами: «Эта тварь никак не отстанет от моего сына Седата. Ты посмотри, какая стерва: есть муж, дети, а она не оставит его в покое!!!».
Выместив злость на домочадцах, он стал ожидать, когда виновник его плохого настроения спустится вниз. Узнав, что причина его гнева в том, что Седат так и не разорвал отношения с любовницей, дочка Селен резонно заметила: «Папа, если это было бы так просто, то отношения не длились бы столько лет». У Седата, в отличии от отца, жизнь прекрасна: выспался, навел марафет, подобрал наряд и позвонил возлюбленной, увидев её на странице печатного издания. «Эту куртку мы купили в Нью-Йорке, да, светская львица? Поедем завтракать, у тебя 45 минут на сборы! Вот только посижу немного со своими."
Спустившись вниз, Седат почувствовал напряженную атмосферу, а вскоре и понял, в чем причина. Отец встал за спиной, но сразу отчитывать не стал, хотя и был в гневе. Первым делом Рафет посчитал количество оливок, которые сын положил на тарелку. Убедившись, что их 25 штук, он перешел к делу: «Как поживает госпожа Джана? А её дети, они в чём-нибудь нуждаются?». А дальше мужчину понесло: «Ты всё еще встречаешься с этой ведьмой? Бегаешь к старухе, которая годится тебе в тетки! Мы все языки стесали, а ты тупой, как деревяшка!».
Герой-любовник молчал как рыба. А отец вконец разошелся, молниеносно решив женить сына: «Нужно выдать Ясемин за Седата!». Рафет дал распоряжение растерявшейся супруге: «Позвони родителям девушку, попроси руки!». Услышав имя «Ясемин», жена растерялась и попыталась возражать, на что получила ответ: «Знаешь кого-то лучше? Предлагай, посмотрим. Я дружу с родителями Ясемин и знаю, что она хорошая девушка!». Да уж, железный аргумент для мужчины в 21 веке… Как Вам сюжет? Стали бы смотреть или уже видели драму «Девушка за стеклом»? Делитесь в комментариях, очень интересно Ваше впечатление о сюжете и героях.
Я, например, увидела, что в сериале представлены в утрированной форме такие вещи как:
- чрезмерный контроль за жизнью и поведением близких
-неимоверная скупость, граничащая с маразмом
-отрицание женственности, женской природы
Каждый месяц, начиная с юных лет, героиня одевала корсет и слышала: «Береги себя от мужчин, у них одна цель: соблазнять девушек. Не смей водить с ними даже дружбу, если ослушаешься, узнаешь, что такое ад…» У меня возник вопрос в процессе просмотра: «Почему Налан не взбунтовалась против такого психологического беспредела?». Ладно, в юности ей некуда было деваться, девочке-подростку внушили, что именно так и правильно, всё остальное - грех. Однако сейчас девушка не просто сидит дома, закованная в корсет. Она работает, выходит в люди, общается, в конце концов, читает, размышляет, анализирует…
Я пришла к выводу, что, видимо, главная героиня истории и запугана, и сломлена. Так и привыкла думать, что распоряжения мамы – закон, иначе – никак нельзя. Налан под сильным психологическим давлением и считает, что так и нужно жить. Не осмеливается открыто спорить, а в глубине души вынашивает мечту о свободе. В первой серии она - смирившаяся жертва семейного насилия. Как героиня поведёт себя дальше, неизвестно… С точки зрения зрителя предполагаю, что актрисе, какой бы талантливой она не была, сложно исполнять такую роль. Супергероинь - умных, сильных и красивых изобразить легко, сыграть же сломленную женщину, позволяющую двум сумасшедшим бабкам одевать на себя нелепые оковы, это уже посложнее. Бирдже Бириджик прекрасно передала образ своего персонажа, вызвав у зрителя сильные эмоции! Её персонажу Налан остается только пожелать успешно раскрыть свою женскую природу, забыв старые комплексы и травмы.
Хочу отметить другую героиню историю – Селен. Всё думала, кого же эта весёлая блондинка мне напоминает. Увидев имя актрисы, вспомнила ее персонажа – Хатидже Султан из сериала «Великолепный век». Этот исторический проект я видела отрывками, но тем не менее становится очевидно, что эти два образа Сельмы Эргеч необычайно отличаются. В драме «Девушка за стеклом» её героиня Селен – лёгкий, жизнерадостный человек, который снисходительно относится к недостаткам других. Приятно на неё смотреть! При этом девушка – с характером. Не боится озвучивать своё видение ситуации деспотичному отцу, отстаивать свои границы. Кажется, что тот к ней даже прислушивается. По крайней мере, создаётся такое впечатление!
Кстати, эта драма основана на реальных событиях. Автор истории – писатель- психотерапевт Гюльсерен Будайджиоглу. По её книгам экранизированы 5 сериалов: «Стамбульская невеста», «Квартира невинных», «Красная комната», «Девушка за стеклом» и «Твоя судьба – дом, в котором ты родился». В одном интернет-издании прочитала, что к женщине поступали претензии: за то, что раскрывает жизнь своих пациентов, тем самым нарушая врачебную этику. В ответ Гюльсерен приводит свои аргументы: «Ни один из законов не был нарушен. Я беру лишь суть истории и размещаю её в абсолютно другом мире: меняю имя, город, профессию. Читая мои книги, пациенты сами себя не узнают. Единственным исключением стал проект «Стамбульская невеста». Люди знали, что про них написана книга, видели экранизацию, им очень понравилось…
Подписывайтесь на канал, впереди немало обзоров на разные сериалы, а также ссылки на авторские клипы. Что касается драмы «Девушка за стеклом», то скажу честно: желание продолжать просмотр у меня пока не возникло. Не спорю, что сюжет психологически глубокий, со смыслом. Атмосфера также безупречно передана и режиссером, и исполнителями. Завершу цитатой Оскара Уальда: «Пьеса была великолепна, а вот публика никуда не годилась». Или у публики просто не было соответствующего настроения…
#девушка за стеклом #сериаломания #турецкие сериалы обзоры #турецкие актеры #сериалы турция #бирдже бириджик #сериалы2021