Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, расположенный в Хамовниках на Девичьем поле, иногда называют московским Кремлем в миниатюре. Трудно представить, что расположенный в центре Москвы монастырь-крепость когда-то преграждал врагу путь на Москву с юго-запада.
Новодевичий монастырь был основан в начале XVI в. на левом низинном берегу Москвы-реки. По легенде, на месте Девичьего поля татарские баскаки отбирали из согнанных московских девушек рабынь, которых в уплату дани отправляли в Орду. Но есть и более прозаичное объяснение этого названия: на поле девушки гоняли коров.
Монастырь был заложен в честь Смоленской иконы Божией матери «Одигитрия» - главной святыни Смоленска. Одигитрия в переводе с греческого означает «путеводительница». Это название древнего образа Богоматери, по преданию, написанного евангелистом Лукой. Считается, что икона попала на Русь в XI в., когда византийский император благословил ею свою дочь Анну на брак с сыном Ярослава Мудрого Всеволодом. С тех пор эта икона стала для русских князей символом преемственности власти.
Монастырь был заложен в 1524 г. по обету Василия III через 10 лет после возвращения завоеванных Литвой Смоленских земель, в память об этом важном событии. Но была у Великого князя и другая причина: в 1505 г. Василий III женился на Соломонии Сабуровой, которую выбрал на смотре невест из 500 кандидаток, представленных ко двору со всей страны.
После 20 лет брака Соломония так и не родила наследника. Боясь, что сыновья братьев станут претендовать на власть, Василий запрещал им вступать в брак, пока у него не родится сын. Основание монастыря совпало с бракоразводным процессом Василия III, поэтому считается, что князь «вспомнил» о своем обете и выстроил Новодевичий монастырь для бездетной супруги. Выступавшие против развода митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана.
Вскоре Василий III женился на юной дочери литовского князя Елене Глинской. В этом браке родился будущий царь Иоанн Васильевич Грозный. Развод с насильственной ссылкой жены в монастырь был первым в истории Руси и вызвал большое неодобрение в обществе, но за ним в следующих поколениях Рюриковичей и Романовых последовали другие. При этом остаться в Новодевичьем монастыре Соломонии не удалось, и она закончила свою земную жизнь в Покровском монастыре в городе Суздале. Княгиня-инокиня была причислена к лику святых и почитается Русской Православной церковью как преподобная София Суздальская.
Самое старое здание в обители — собор Смоленской иконы Богоматери, построенный в 1524-1525 гг. по образцу Успенского собора Кремля. В росписях храма прослеживается идея Москвы как третьего Рима. В его интерьерах сохранилась фресковая живопись XVI в. работы Симона Ушакова и чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Пятиярусный резной позолоченный иконостас был сделан по заказу царевны Софьи мастерами Оружейной палаты.
На 9-й день после смерти сына Ивана Грозного царя Федора, из Кремля в Новодевичий монастырь переселилась его вдова — царица Ирина Годунова. В то время она была единственной наследницей престола, и ее уход в монастырь был равносилен отречению. Тем не менее, обитель на некоторое время стала резиденцией главы государства: царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы.
Вместе с Ириной за стенами монастыря укрывался ее брат Борис Годунов. Трижды бояре и народ приходили на Девичье поле просить Годунова стать царем. Наконец, в феврале 1598 г., в Смоленском соборе Борис принял избрание на царство. О монастыре он не забыл и организовал строительство новых мощных стен длиной 900 м с башнями, зубцами, бойницами и галереями. При каждой башне имелось караульное помещение, в котором могли расположиться 350 стрельцов. Неизвестно, как согласовывалось присутствие стрельцов с затворнической жизнью монахинь, но главное, что монастырь, неоднократно подвергавшийся набегам крымских ханов, должен был стать защитой на пути потенциального врага к Кремлю.
В Смутное время обитель была разорена и несколько раз переходила из рук в руки. С воцарением Михаила Федоровича Романова монастырь был восстановлен и освобожден от податей в казну.
В Успенском соборе хранится точный список с афонского образа Иверской иконы Божьей Матери. Икону привезла в монастырь царевна Софья, владевшая ей по праву наследования. Эту икону вывозили за пределы Москвы лишь однажды – в 1812 г. во время войны с Наполеоном.
О монастырской колокольне выдающийся зодчий Василий Баженов сказал: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря более обольстит очи человека, вкус имущего».
После Стрелецкого бунта по приказу Петра I царевна Софья поселилась в Новодевичьем монастыре как живущая «на покое», а не в качестве принявшей постриг монахини. Ее единомышленники, мятежные стрельцы, были казнены прямо у стен монастыря напротив окон Софьи. Сюда отправили и первую жену Петра и мать царевича Алексея Евдокию Лопухину. Гробницы Софьи и Евдокии находятся в Смоленском соборе.
На монастырской территории похоронены поэт-партизан Д.В. Давыдов, некоторые декабристы, историк С.М. Соловьев и его сыновья — философ Владимир Соловьев и писатель Всеволод Соловьев. В XIX в. церковная власть использовала Новодевичью обитель в качестве исправительного учреждения для женщин, осужденных за неверие.
После революции монастырь был закрыт и преобразован сначала в «Музей раскрепощения женщины», а затем в филиал Исторического музея. В советский период кельи приспосабливали то под детские ясли, то под общежитие Наркомпроса, то под прачечную. В трапезной обосновался гимнастический зал. Во время Великой Отечественной войны здесь открыли два храма, богословские курсы, а затем — Богословский институт. Монахини же вернулись в монастырь лишь в 1994 г.
Монастырское кладбище в XVIII в. служило местом захоронения московских дворян, а в середине XX столетия здесь стали хоронить выдающихся личностей СССР. Кладбище внесено в список «Ста важнейших некрополей мира» по версии ЮНЕСКО. Ансамбль с 1995 г. является памятником архитектуры федерального значения. В 2004 г. весь монастырский ансамбль включен в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Существует поверье, что души всех узниц Новодевичьего монастыря благосклонно относятся к приходящим сюда женщинам. Считается, что Напрудная башня, в которой обитала Софья, исполняет желания. На ее стенах появлялись надписи с просьбами от мирян, хотя Софья не была канонизирована. Башню отремонтировали, надписи больше никто не оставляет, но загадывать желания сюда приходят до сих пор.
Ссылка на статью автора о Владимирской иконе Божией Матери: https://dzen.ru/media/irinadamova/odna-iz-glavnyh-sviatyn-zemli-russkoi-6307ae763944dd3fc12df59d