Найти тему
ПроФэнтези

Почему фэнтези застревает в "Средневековье" и не развивается?

Меч и магия, короли и рыцари - непременные атрибуты классического фэнтези. Во многих книгах условно средневековые порядки царили и за тысячу лет до основных событий, но прошедшие века ничего не изменили. Технологический прогресс как будто стоит на месте.

В некоторых мирах такое развитие специально задумывалось автором. Но в большинстве случаев эти странности не объясняются. В чем же причина? Пожалуй, их несколько.

Типичный фэнтезийный город (арт www.pinterest.com).
Типичный фэнтезийный город (арт www.pinterest.com).

Во-первых, в этом замешан Толкин :) "Властелин Колец" стал эталоном фэнтези, которому многие стремятся подражать. Но часто авторы не до конца понимают, почему Толкин написал именно то, что написал. Из-за этого в новых фэнтези-книгах со средневековым антуражем нет толкиновского фундамента.

Если заглянуть дальше "Властелина Колец", то становится ясно, что Средиземье находится в упадке. Пик развития мира давно прошел - это был период расцвета Нуменора, о котором остались упоминания потрясающей архитектуры, сверхмощного оружия, двигателей и даже летающих кораблей (о Нуменоре у меня есть отдельная статья 👇). Феодальный Гондор - всего лишь деградирующий осколок нуменорской цивилизации.

Каким был Нуменор в зените своей славы?

К сожалению, если начинающий автор это проглядел, то у него может получиться статичный мир по знакомой схеме. Книга за книгой - так Средневековье стало привычным домом для фэнтези.

Для таких статуй, какие показали в сериале "Кольца Власти", явно нужен стальной каркас (скриншот www.playcentral.de).
Для таких статуй, какие показали в сериале "Кольца Власти", явно нужен стальной каркас (скриншот www.playcentral.de).

Второй причиной может быть то, что многие авторы фэнтези не увлекаются историей. Я не раз сталкивался с ситуацией, когда начинающий автор в ответ на замечания читателей об исторических косяках отмахивался в стиле "мой мир вымышленный, это вам не Земля".

Формально так и есть. В то же время фэнтези всегда существует в рамках определенного исторического периода. У мира могут быть другие законы развития, только автор должен ввести их в текст. Если такого обоснования нет, читателям никуда не деться от исторических параллелей.

Мы со школы знаем, что за тысячу лет мир изменился очень сильно. Поэтому цивилизации, которые остаются в Средневековье долгое время, выглядят странно. Нужно какое-то обоснование - хотя бы тот же прием постапокалипсиса. Например, в цикле "Разрушенная империя" (Марк Лоуренс) десятки враждующих королевств - это откатившаяся в Средневековье после мировой войны Европа, а магией считаются уцелевшие технологии прошлого.

Маг в стиле стимпанка (арт Rebeca Saray, www.pinterest.com).
Маг в стиле стимпанка (арт Rebeca Saray, www.pinterest.com).

Самое простое обоснование - магия. Например, чтобы получить хороший урожай, человечество изобрело сельскохозяйственную технику, удобрения и т.д. Но если для хорошего урожая достаточно просто заплатить магу за колдунство, то нужды в прогрессе нет.

Развивать магию проще, быстрее и дешевле, чем то, что мы считаем технологией. Хотя, конечно, вместо этого легко можно получить слияние магии и технологий: големов на тяжелых работах (как в "Плоском мире" Терри Пратчетта) или технику, которая будет работать на магических кристаллах (как в "Лабиринтах Ехо" Макса Фрая или "Ловцах удачи" Алексея Пехова). На мой взгляд, это гораздо более интересный ход, чем статичное Средневековье.

Обложка книги Пехова "Ловцы удачи" (арт www.pehov.info).
Обложка книги Пехова "Ловцы удачи" (арт www.pehov.info).

✅ А еще есть отдельная замечательная группа авторов, у которых прогресс наступает прямо в книгах :) Рекомендую:

  • Джо Аберкромби. Действие основной трилогии "Первый закон" происходит во вполне себе средневековом мире. Но уже в дальнейших книгах "Земного круга" мечи и копья все больше сменяются огнестрелом, появляются фабрики, в мир приходят революционные идеи.
  • Брендон Сандерсон. После трилогии "Рожденный туманом" он вернулся в тот же мир с трилогией "Двурожденные". Спустя триста лет герои прежних книг стали историей, а в Скадриал пришло электричество, появились железные дороги, вытянулись ввысь небоскребы. Настоящая эра стимпанка, а ведь в планах автора написать еще одно продолжение - на сей раз в стиле киберпанка.
  • Чайна Мьевиль. Развитие технологий можно заметить прямо внутри цикла "Нью-Кробюзон". Например, в первой книге ("Вокзал потерянных снов") основное оружие - кремневый мушкет, а уже в третьей книге ("Железный совет") появляется капсюльное оружие.
Спасибо за внимание! Напишите в комментариях, какое еще фэнтези с развивающимися технологиями вы читали :)

#фэнтези #фантастика #книги #чтение #литература #творчество