Меч и магия, короли и рыцари - непременные атрибуты классического фэнтези. Во многих книгах условно средневековые порядки царили и за тысячу лет до основных событий, но прошедшие века ничего не изменили. Технологический прогресс как будто стоит на месте.
В некоторых мирах такое развитие специально задумывалось автором. Но в большинстве случаев эти странности не объясняются. В чем же причина? Пожалуй, их несколько.
Во-первых, в этом замешан Толкин :) "Властелин Колец" стал эталоном фэнтези, которому многие стремятся подражать. Но часто авторы не до конца понимают, почему Толкин написал именно то, что написал. Из-за этого в новых фэнтези-книгах со средневековым антуражем нет толкиновского фундамента.
Если заглянуть дальше "Властелина Колец", то становится ясно, что Средиземье находится в упадке. Пик развития мира давно прошел - это был период расцвета Нуменора, о котором остались упоминания потрясающей архитектуры, сверхмощного оружия, двигателей и даже летающих кораблей (о Нуменоре у меня есть отдельная статья 👇). Феодальный Гондор - всего лишь деградирующий осколок нуменорской цивилизации.
К сожалению, если начинающий автор это проглядел, то у него может получиться статичный мир по знакомой схеме. Книга за книгой - так Средневековье стало привычным домом для фэнтези.
Второй причиной может быть то, что многие авторы фэнтези не увлекаются историей. Я не раз сталкивался с ситуацией, когда начинающий автор в ответ на замечания читателей об исторических косяках отмахивался в стиле "мой мир вымышленный, это вам не Земля".
Формально так и есть. В то же время фэнтези всегда существует в рамках определенного исторического периода. У мира могут быть другие законы развития, только автор должен ввести их в текст. Если такого обоснования нет, читателям никуда не деться от исторических параллелей.
Мы со школы знаем, что за тысячу лет мир изменился очень сильно. Поэтому цивилизации, которые остаются в Средневековье долгое время, выглядят странно. Нужно какое-то обоснование - хотя бы тот же прием постапокалипсиса. Например, в цикле "Разрушенная империя" (Марк Лоуренс) десятки враждующих королевств - это откатившаяся в Средневековье после мировой войны Европа, а магией считаются уцелевшие технологии прошлого.
Самое простое обоснование - магия. Например, чтобы получить хороший урожай, человечество изобрело сельскохозяйственную технику, удобрения и т.д. Но если для хорошего урожая достаточно просто заплатить магу за колдунство, то нужды в прогрессе нет.
Развивать магию проще, быстрее и дешевле, чем то, что мы считаем технологией. Хотя, конечно, вместо этого легко можно получить слияние магии и технологий: големов на тяжелых работах (как в "Плоском мире" Терри Пратчетта) или технику, которая будет работать на магических кристаллах (как в "Лабиринтах Ехо" Макса Фрая или "Ловцах удачи" Алексея Пехова). На мой взгляд, это гораздо более интересный ход, чем статичное Средневековье.
✅ А еще есть отдельная замечательная группа авторов, у которых прогресс наступает прямо в книгах :) Рекомендую:
- Джо Аберкромби. Действие основной трилогии "Первый закон" происходит во вполне себе средневековом мире. Но уже в дальнейших книгах "Земного круга" мечи и копья все больше сменяются огнестрелом, появляются фабрики, в мир приходят революционные идеи.
- Брендон Сандерсон. После трилогии "Рожденный туманом" он вернулся в тот же мир с трилогией "Двурожденные". Спустя триста лет герои прежних книг стали историей, а в Скадриал пришло электричество, появились железные дороги, вытянулись ввысь небоскребы. Настоящая эра стимпанка, а ведь в планах автора написать еще одно продолжение - на сей раз в стиле киберпанка.
- Чайна Мьевиль. Развитие технологий можно заметить прямо внутри цикла "Нью-Кробюзон". Например, в первой книге ("Вокзал потерянных снов") основное оружие - кремневый мушкет, а уже в третьей книге ("Железный совет") появляется капсюльное оружие.
Спасибо за внимание! Напишите в комментариях, какое еще фэнтези с развивающимися технологиями вы читали :)
#фэнтези #фантастика #книги #чтение #литература #творчество