Мои поздравления - и соболезнования - Лиз Трасс. Она добралась до вершины дерева, но мало кто из политических лидеров делал это "в более неспокойные времена и при менее благоприятных обстоятельствах". В "смехотворно долгой" лидерской кампании, которая, наконец, завершилась на этой неделе, ей не удалось заручиться поддержкой ни большинства членов парламента от консерваторов, ни большинства из 170 000 членов партии Тори (18% членов воздержались; среди тех, кто проголосовал, перевес Трасс над Риши Сунаком составил 57% к 43%, что оказалось меньше, чем ожидалось).
С этим "неудовлетворительным мандатом" она теперь должна принять гору проблем, включая энергетический кризис, растущую инфляцию, надвигающуюся рецессию, волну забастовок и ухудшающееся качество общественных услуг. В своей речи Трасс пообещала "выполнять, выполнять, выполнять", но ей придется проявить исключительный уровень мастерства, "если ее премьерство будет чем-то большим, чем просто несчастливым завершением долгого периода правления Тори".
Скажу прямо, ее послужной список не внушает большого доверия. Будучи единственным членом кабинета Дэвида Кэмерона, который все еще сидит за столом, Трасс явно обладает даром политического выживания, но на своих предыдущих постах в кабинете она не добилась больших успехов, чем, скажем, Майкл Гоув. Будучи министром образования, Гоув значительно расширил программу академий Новых лейбористов и запустил бесплатные школы; будучи министром юстиции, он "начал гуманную тюремную реформу"; в Дефре он был энергичным защитником зеленых.
Трасс, напротив, не оставила значительного следа в тех же департаментах, когда работала в них. По словам Саймона Дженкинса в The Guardian, кампания за лидерство высветила и другие ее слабые стороны. "Она была неуклюжей и легковесной в дебатах. Ее политика казалась неправдоподобной, сшитой из клише". Если добавить к этому "оловянное ухо Трасс, улавливающее общественные настроения", и то, что она нападает на отсутствие "привилегий" у рабочих, то становится ясно, что лейбористам нечего бояться нового премьера, сказала Полли Тойнби. "Ее правление может быть отвратительным, жестоким и коротким".
Трасс едва приступила к работе, а критики уже поспешили списать ее со счетов, пишет Элисон Пирсон в The Daily Telegraph. Некоторые из оскорблений были шокирующими. В Твиттере "леваки" окрестили ее "толстой Лиззи" - как будто девочка из северной общеобразовательной школы может поступить в Оксфорд на математический факультет (позже Трасс перешла на PPE), не будучи умной. Даже некоторые члены Тори, которые голосовали за Трасс, имеют очень низкие ожидания от ее лидерства, сказал Иэн Мартин в программе "Реакция".
Но она еще может их удивить. Она жесткий политик, который занимается деталями и не боится принимать решения. И она права в том, что Британии срочно нужен рост. Люди проводят много сравнений между ней и Маргарет Тэтчер, говорит Ричард Литтлджон в Daily Mail, но более сильные параллели - с Джоном Мейджором. Он тоже был "практически неизвестной величиной", когда вошел в кабинет № 10 в конце долгого периода правления тори, когда в партии царил ожесточенный раскол. Он также не был лидером. Многие списали его шансы, но менее чем через два года он выиграл всеобщие выборы.
Может ли Трасс повторить этот трюк? Это вполне возможно, говорит Джеймс Джонсон в Politico. Избиратели по-прежнему не доверяют лидеру лейбористов Кейру Стармеру, и они также не считают тори полностью виновными в нынешних экономических трудностях Великобритании. Если Трасс будет говорить с общественностью о предстоящих проблемах, и будет видно, что она решает эти проблемы, она сможет привлечь на свою сторону избирателей. "Калибр ее команды будет иметь решающее значение".
Несколько грандов Тори предупреждали Трасс не повторять ошибку Бориса Джонсона, которого обвиняли в том, что он назначал членов своего кабинета на основе лояльности, а не таланта, пишет Питер Уолкер в The Guardian. Но, похоже, она в значительной степени проигнорировала этот совет. Ее министерская команда в основном состоит из друзей и сторонников, в то время как союзники Сунака были вычищены. Это может создать проблемы в будущем. "Если Трасс потерпит неудачу, то огромное количество изгнанных на обочину может сильно осложнить ей жизнь". У меня нет проблем с тем, что Трасс отдает предпочтение определенной фракции при назначении членов кабинета, сказал Дэниел Финкельштейн в The Times.
Когда Маргарет Тэтчер в 1979 году назначила заведомо широкий состав кабинета, это не сплотило ее администрацию, а скорее "дестабилизировало ее". Более однородная команда может действовать быстрее и быть более эффективной. Нет, я считаю, что Трасс ошиблась в том, что решила вступить в союз с правыми в Консервативной партии. Я просто не верю, что их политический рецепт - "мы можем просто снизить налоги, увеличить расходы и в результате добиться роста" - сработает.