В шоке второй день. Копаясь в архивах советских изданий случайно наткнулась на обложку вот этой книжицы.
Извините...
Это издание ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Это 1937 год.
Детям предлагается САМОСТОЯТЕЛЬНО, С НУЛЯ, СОБРАТЬ РАБОТАЮЩИЙ ТЕЛЕВИЗОР.
Книжица небольшая, но очень подробная. Настолько детально прописаны все необходимые телодвижения, что, кажется, даже я смогу по ней этот телевизор собрать. Никакой неопределенности. Все четко, и очень понятным и доступным языком.
Эта книга была выпущена в рамках серии Библиотека юного конструктора. В подборке, которую я нашла, серия выходила как минимум с 1937 по 1964 год.
И чего там только не было...
Серия предназначена для детей.
То есть здесь даются основы конструирования и технического моделирования, на конкретных моделях. И написано это все доступным языком, так, что толковый ребенок, взяв в руки такую книгу мог собрать все, что угодно.
Вот список того, что учили собирать книги этой серии (список далеко не полный - для иллюстрации явления):
- радиостанцию (не знаю, в чем разница с радиоприемником)
- школьный радиоузел
- радиоприемник, в том числе коротковолновый
- переносную ув радиостанцию (я в этом не разбираюсь - может все это одно и то же, но на всякий случай перечисляю все названия)
- компрессионный мотор
- электродвигатель
- бензиномоторчик
- паровой двигатель
- гидроэлектростанцию (простую)
- телефонный аппарат
- моторную лодку с подвесным мотором
- аэросани самодельные с маломощным двигателем
а еще - огромное количество работающих моделей разных планеров, самолетов, кораблей, лодок, и автомобилей.
Да такой ребенок в тылу врага мог что угодно качественно сломать, и что угодно качественно собрать, буквально, из подручных материалов!
В СССР, начиная с 20-х годов активно внедрялось массовое детское техническое творчество - так это называлось.
Выпускались пособия, проводились выставки, создавались детские технические станции - детей всячески поощряли заниматься, например, авиамоделированием, причем, наши школьники побеждали в этом направлении и на международных соревнованиях, которые, оказывается, проводились!
Естественно, все это оказало грандиозную помощь в годы войны.
Дети и технику серьезную запросто чинили или на заводах собирали, и на военных заказах успешно работали, и радиофицировать при необходимости могли любое нужное учреждение. И все это - обычные дети, подростки, которых сегодня считают не способными без маменьки ложку в рот положить...
После войны, и ближе к 60-м годам характер ориентации технически одаренных детей немного изменился - ценились рационализаторские предложения, которые, между прочим, внедрялись в практику. Так же поощряли придумывание новых технических штуковин.
Создавались школьные конструкторские бюро, школьные кружки по разным техническим направлениям, тесно работали школьники с Всесоюзным обществом рационализаторов и изобретателей. То есть все было под контролем, совершенно не кустарное, все по - серьезному.
Для юных техников и конструкторов проводились слеты, конкурсы, и потом эти дети плавно поступали в соответствующие вузы и шли на производство.
То есть был отбор с детства одаренных инженеров - конструкторов, так же как с детства целенаправленно отбирали одаренных детей в других областях - в спорте, искусствах, науке... Это было централизованно, под государственным контролем, и за государственные деньги.
От себя добавлю, у моих родителей был сосед, который вот так с детства, а оно у него упало как раз на 40-е годы,занимался в таких кружках, потом он льготно поступил в технический ВУЗ, потому что за время учебы в школе у него было огромное количество разных ценных рационализаторских предложений. Потом стал инженером, тоже куча изобретений, его забрали работать с завода в ВУЗ, Сейчас он в возрасте, и давно академик. И все началось с детских кружков. которые точно определили, где именно человек может принести стране наибольшую пользу.
Как - то историю соседа я знала, но о том, что подобный отбор производился в рамках страны - не задумывалась. А оно вон как было, оказывается... И какие дети - то были!