Быстроходная БТшка (аббравиатура от Быстроходный Танк - 5) - переработанная версия другой БТшки второго типа (БТ-2), которая в своё время стала переосмыслением американского танка М1931. Танк принимал активное участие в Великой Отечественной войне, Гражданской войне в Испании, встречался в Финской войне, учавствовал в походе на Польшу, воевал на Халхин-Голе.
Итак, с чего всё началось? Сначала установили новый советский двигатель М-5 мощностью 400 л.с. Танк подрос в высоте, получил новую башню с задней нишей. Изначально там устанавливали радиостанцию 71-ТК-1 и 71-ТК-3. В серийных машинах там стали держать боеукладку. Танк получил новую пушку 20-К калибром 45-мм. Изначально эту пушку хотели ставить на БТ-2. Но с силу слабых коструктивных решений было решено ставить сорокопятку на БТ-5.
Стоит условиться, что используемая и довольно слабая по меркам 30-х годов 37-мм пушка считалась временной мерой. Но по ряду причин конструкционно БТ-2 очень сильно уступал зарубежным аналогам, особенно в плане огневой мощи, зато на голову опережал в плане подвижности.
Танк планировали поставить на серийное производство к 1932 году, на Харьковском паровозостроительном заводе. Башня и корпус планировали делать на Мариупольском заводе имени Ильича, но этим планам сбыться не удалось. Из-за этого опытный образец собрали только в декабре 1932 года, то есть сорвав планы по запуску серийного производства БТ-5. Правда назвать это полноценным танком было нельзя. Ведь по сути собрали только шасси и корпус, без вооружения, боеукладки и радиостанции. После этого всё на том же Мариупольском заводе сделали первые 20 башен, которые предпологалось установить на испытанное шасси. Завод в Харькове планировал начать производство с 1 января 1933 года, но по ряду причин серийные машины появились только в марте.
Первые машины были собраны из незакалённой, сырой броневой стали. Более того, собранные башни часто попадали на выбраковку в Мариуполе, поэтому на Харьковском заводе возник профицит корпусов. Для решения этой проблемы в производству башен подключился Ижорский завод. Как только в Харьков поступили остальные башни, производство продолжили в прежнем режиме. За 2 года было собрано 1884 танка.
К 1936 году, на серийных машинах стали устанавливать дополнительные толивные баки, так как 320 литров для 12-цилиндрового двигателя было недостаточно. Общий объём топлива увеличили до 500 литров, которые при необходимости можно было демонтировать и заполнять вручную. В зинее время года за картером двигателя распологались химические нагреватели, которые облегчали пуск на холодную (в большинстве случаев двигатель танка старались заглушать на непродолжительный промежуток времени, так как и химические обогреватели были не вечные). Был установлен новый вентилятор системы охлажения и характерные "жалюзи" для контроля поступающего воздуха в моторный отсек.
И главная фишка БТ-5, как и БТ-2 - комбинированный движитель, который позволял передвигаться как на гусеницах, так и на катках. Правда в отличие от своего предшественника БТ-5 имел штампованные диски опорных катков, а не литые. При необходимости гусеницы снимались и танк мог двигаться на колёсах. В качестве подвески использовались резиновые прокладки: своеобразный предшественних торсионной подвески.
К 1938 году БТ-5 стоял на вооружении у 4 танковых корпусов, которые высоко оценили качество сборки и боевые возможности танка. По сравнению с БТ-2 он был "дальнобойнее" в радиосвязи (до 50 км по телеграфу), обладал лучшей 45-мм пушкой 20-К и заслужил звание самого надёжного танка в рядах РККА.
Сейчас этот танк (в отреставрированном состоянии или в качестве памятника) можно увидеть в нескольких местах: в Кирове, Москве (Парк Победы), Московской области (Кубинка), и в Монголии.