Найти тему
Евгений Барханов

Афган, без вести пропавшие. Глава № 30

Оглавление

11.02.1985 В тот день смыло течением реки троих спецназовцев:

НАУМОВ Павел Михайлович, рядовой (в\ч пп 35651, 154 ООСПн), род. в 1965 в пос. Косино Люберецкого р-на Московской области. Русский. Призван 12.11.83 Люберецким РВК. В Республике Афганистан с июня 1984. Пропал без вести 11.02.1985 в провинции Нангархар.
НАУМОВ Павел Михайлович, рядовой (в\ч пп 35651, 154 ООСПн), род. в 1965 в пос. Косино Люберецкого р-на Московской области. Русский. Призван 12.11.83 Люберецким РВК. В Республике Афганистан с июня 1984. Пропал без вести 11.02.1985 в провинции Нангархар.
СИТНИКОВ Геннадий Яковлевич, рядовой (в\ч пп 35651, 154 ООСПн), род. в 1966 в дер. Маханово Сухоложского р-на Свердлов, обл. Русский. Призван 15.10.84 Сухоложским РВК. В Республике Афганистан с февраля 1985. Пропал без вести 11.02.1985 в провинции Нангархар.
СИТНИКОВ Геннадий Яковлевич, рядовой (в\ч пп 35651, 154 ООСПн), род. в 1966 в дер. Маханово Сухоложского р-на Свердлов, обл. Русский. Призван 15.10.84 Сухоложским РВК. В Республике Афганистан с февраля 1985. Пропал без вести 11.02.1985 в провинции Нангархар.
ЖИТНЯКОВСКИЙ Виктор Юльянович, мл. сержант (в\ч пп 35651, 154 ООСПн), род. в 1961 в пос. Светличное Попаснянского р-на Ворошиловгр. обл. УССР. Поляк. Призван 19.11.83 Первомайским РВК Ворошиловгр. обл. В Республике Афганистан с апреля 1984. Пропал без вести 11.02.1985 в провинции Нангархар.
ЖИТНЯКОВСКИЙ Виктор Юльянович, мл. сержант (в\ч пп 35651, 154 ООСПн), род. в 1961 в пос. Светличное Попаснянского р-на Ворошиловгр. обл. УССР. Поляк. Призван 19.11.83 Первомайским РВК Ворошиловгр. обл. В Республике Афганистан с апреля 1984. Пропал без вести 11.02.1985 в провинции Нангархар.

В 154-м отряде спецназа произошел трагический случай. При этом люди погибли не в бою, а в результате непродуманных действий командира. Данный факт имел широкий резонанс в частях спецназа. Во время переправы реки Кабул затонул БТР. Бурный поток реки не дал возможности выбраться бойцам на берег. Пропали без вести. По свидетельству младшего сержанта Рашида Бакеева и других бойцов, переправлявшихся на этом борту и сумевших выбраться из воды, машина, как только оказалась на глубине, затонула практически мгновенно. Это и неудивительно: в одной из операций в декабре 1984 года в 3-й роте в результате подрыва на противотанковых минах было выведено из строя две машины, одной из которых и был 310-й . Одна машина восстановлению не подлежала, а 310-й , получивший повреждение ходовой части, отрыв заднего правого колеса, был возвращен в строй. Но от подрыва осталась большая пробоина в задней правой части машины, в месте схождения кормового, бортового и донного броневых листов. Ремонтной базы для полного восстановления не было, да и вряд ли кто-нибудь планировал использовать машину для переправы на плаву.

310-й шел следом за «Чайкой». БТРы 3-й роты вошли в воду плотным строем с небольшой дистанцией. Как только 310-й оказался на середине переправы, машину начало сносить вправо, контакт колес с грунтом стал теряться. В этой ситуации нужно было включать водометы и увеличить обороты двигателя. Тем временем вода через пробоину, образовавшуюся после подрыва, стала проникать внутрь корпуса, в отделение, где располагаются топливные баки. Даже заполнив отделение, вода не могла быстро проникнуть в моторный отсек. В данном случае она могла бы исполнить роль положительного балласта, утяжелив машину, и осадить ее на грунт и таким образом улучшить контакт с дном. Но когда БТР начало сносить течением вправо, водитель, по всей видимости, растерялся и не стал выворачивать влево, а решил, воспользовавшись набранной скоростью, выскочить на другой берег.
 Когда 310-й стало сносить течением, сидевшие на «Чайке» лицом к переправе, стали кричать механику-водителю, чтобы он выворачивал вправо, относительно того, как сидели они. В этой ситуации водитель не сориентировался и не среагировал как должно, начав забирать вправо относительно направления движения. Естественно, 310-й отклонился от запланированного места выхода на противоположный берег. Но дело в том, что в 10—15 метрах от переправы ниже по течению берег был песчаным и гораздо круче. Даже если бы машина и смогла зацепиться за него колесами, это делало его непригодным для выхода из реки для перегруженного десантом и набранной водой БТРа. К тому же русло реки в этом месте углублялось, а течение усиливалось. Механик-водитель, поняв это, вероятно, попытался развернуть машину влево, но было уже поздно. БТР развернуло кормой по направлению течения — это подтвердило положение машины после подъема. Контроль над машиной окончательно был потерян, ее понесло на глубину, где она быстро затонула.
 Александр Котов: «Практически все произошло мгновенно, как только вода стала заливать машину, все, кто был в десантном отделении, начали быстро покидать его. Оказавшись в воде, я начал грести к берегу. Выбравшись на берег и осмотревшись, я увидел, что кто-то подплывает к берегу недалеко от того места, где только что выбрался я. Подбежав к нему, я стал помогать выбраться из воды и узнал рядового Силантьева из нашего взвода. Силантьев как был в зимнем обмундировании и в разгрузочном жилете, укомплектованном боеприпасами, так в нем и выплыл. Другим повезло меньше…».
 Люди оказались ночью в холодной воде в зимнем обмундировании, нагруженные оружием и боеприпасами.

-4

154 отдельный отряд специального назначения.

154 ооСпН на период боевых действий получил открытое наименование — 1-й отдельный мотострелковый батальон (воинская часть полевая почта 35651, позывной "Амур-35"). С 30 октября 1981 по 15 мая 1988 гг. 154 отряд принимал участие в непрерывных боевых действиях с вооруженными формированиями мятежников. Уничтожая налетами и из засады живую силу моджахедов, разрушая укрепрайоны (УР) противника, штабы фронтов, исламские комитеты, учебные центры, склады с оружием и боеприпасами, участвуя в досмотрах караванов и ведении воздушной разведки в зоне ответственности.

Наиболее известными боевыми операциями отряда, после "Шторм 333", стали:
- взятие баз душманов в Джар-Кудуке (провинция Джаузджан, декабрь 1981 г.),
- взятие баз душманов в Дарзабе (провинция Фариаб, январь 1982 г.),
- снятие блокады Санчарака (провинция Джаузджан, апрель 1982 г.).
- уничтожение 2-х банд в Кули-Ишане (провинция Саманган, октябрь 1982 г.),
- взятие баз душманов в Мармольском ущелье (провинция Балх, март 1983 г.). Операции в провинциях Нангархар и Кунар под Кулалой, Бар-Кошмундом, Багича, в УР "Гошта", УР "Карера", Лой-Термай, в Черных горах, под Шахиданом, Мангваль, Сарбанд, армейской операции "Восток-88" и других.

В это время командиром отряда был майор Дементьев Алексей Михайлович с 11.1984 по 08.1985 гг.

По факту гибели людей при переправе через реку Кабул было возбуждено уголовное дело в отношении начальника штаба батальона капитана Г. Быкова, но затем оно было прекращено за отсутствием состава преступления.

-5

Тем не менее история с Житняковским Виктором получила продолжение примерно через полтора месяца.

Советникам по линии разведки поступила информация, которую принес человек, пришедший из Пакистана. Источник сообщал, что в лагере для военнопленных под Пешаваром содержится советский солдат, которого моджахеды вытащили из реки Кабул в Афганистане в бессознательном состоянии. В 154 отряд прибыли советники и попросили найти фотографии пропавших без вести. Фото было передано советникам. Агент опознал по фото Виктора Житняковского. Насколько эта информация достоверна, сказать теперь трудно, никаких дополнительных сведений по этому поводу больше не поступало.