Найти в Дзене
Загадочный Петербург

Смерть Грибоедова и двойная дуэль. Как погиб великий поэт и дипломат?

Оглавление

«Ищите женщину», - говорят французы с легкой руки Александра Дюма. Да-да! В мировых трагедиях и комедиях, в великих победах и поражениях, в судьбоносных интригах и государственных переворотах «ищите женщину». Именно она способна как привести к недосягаемым вершинам, так и свергнуть с пьедестала. Она – тайная или явная вершительница судеб как целых государств, так и отдельных человеческих судеб.

Колесо судьбы Грибоедова

Порой даже пройдя по кромке чьей-то судьбы, едва ее коснувшись, женщина способна кардинально изменить ее ход. Так вышло, что и в судьбе Александра Сергеевича Грибоедова колесо судьбы было запущенно изящной рукой женщины.

Авдотья Истомина, пушкинская Терпсихора. По свидетельству современников - одна из самых не просто красивых, но и самых сексуальных балерин своего времени.

Надо заметить, что в те времени было очень модно иметь роман с танцовщицей балета – это так романтично, возвышенно. В большинстве своем женами знатных особ становились из них лишь единицы, однако все блага и богатства мира падали к их ногам. Взять хотя бы вырученные с продажи Аляски деньги – великий князь Константин Николаевич, не задумываясь, пустил их на содержание своей возлюбленной балерины Анны Кузнецовой. История пестрит такими фактами.

Пушкинская Дуня

-2

В Авдотью Истомину (как ее ласково называл Пушкин Дуню) были влюблены многие, со многими у нее были романы. Был ли влюблен в Дуню Грибоедов? Этот факт остается достаточно размытым. Думаю, как и многие блистательные мужчины того времени, он испытывал к красавице романтические чувства, но, в силу своего возраста (тогда ему было лишь 22), в силу своего состояния, он вряд ли мог бы рассчитывать на нечто большее, нежели на простую дружбу с ней. Балетный мир, при всей его воздушности и легкости, глубоко меркантилен и требователен к своим поклонникам.

Будем считать, что Александра Сергеевича (на сей раз – Грибоедова) и Авдотью Истомину связывала нежная дружба. На тот момент Дуня, жила в гражданском браке (как принято теперь называть данный вид взаимоотношений) с кавалергардом Василием Шереметьевым – патологически ревнивым молодым человеком. Бурные выяснения отношений между ними были, как свидетельствуют дневники и письма современников, были стилем их жизни.

После одной из таких ссор Истомина собрала вещи и переехала на квартиру своей подруги. Ну, как же не поделиться личной трагедией с друзьями! После спектакля она посетовала на судьбу Грибоедову, который всегда запросто приходил к ней в гримерную, и тот, недолго думая, пригласил ее к себе на чашку чая – излить душу. Знать бы ему тогда, какая буря разыграется в этой чашке чая!

Истомина согласилась, не подозревая…Хотя, стоп! Вполне возможно, что она хорошо была осведомлена о том, что Грибоедов снимает квартиру вместе с другом – Александром Завадовским. Последний слыл известным ловеласом и охотником за женскими сердцами. Вполне возможно, что Авдотья не исключала возможности небольшого флирта – почему бы не развеяться?..

Ревнивый Шереметьев

Обуреваемому ревностью Шереметьеву удалось выследить Истомину, хотя она и предприняла максимальные меры безопасности – дважды сменила карету по пути к дому Грибоедова. Шереметьеву не составило труда также узнать, куда и с кем ее увезла карета тем вечером.

Шереметьев (слева), Завадский (справа)
Шереметьев (слева), Завадский (справа)

Представьте, как может себя «накрутить» ревнивец, какие «картины» нарисовать в своей голове! Чашка чая в данном случае способна погубить весь мир.

Казалось бы, дуэль неизбежна. Однако, хоть Шереметьев и желал отмщения, судя по всему, он не был уверен, что это – правильный шаг, возможно, дорожил своей жизнью, возможно, предчувствовал что-то…

Дуэли, к слову сказать, считались в те времена особым шиком, драться было престижно, хотя и неприемлемо для всевидящего государственного ока – что, в свою очередь, щекотало нервы и еще больше подначивало забияк.

Роковой ошибкой было то, что Шереметьев отправился за советом к своему приятелю Якубовичу. Нашел к кому! Заядлый дуэлянт, один из самых бесшабашных «кавказцев»! Какой еще совет он мог от него услышать – только драться, причем немедленно!

И ладно бы это коснулось только Шереметьева и Завадского! Якубович, жаждавший «крови», подначивал Шереметьева, убеждая, что Грибоедов виновен не меньше, а значит вызов следует отправить и ему. По кодексу дуэлей третий участник должен был драться с секундантом первого. Дуэль для Якубовича – хлеб насущный, неужто, он отказался бы от него!

Кровожадный Якубович

Вот такая выходит une partie carrée! Любопытно, что в переводе с французского это звучит как «увеселительная прогулка вчетвером». Для Якубовича, возможно, все это именно так и представлялось. На самом же деле, получилась «четверная дуэль», правда, с оттяжкой в год.

-4

Завадовский – человек, по-видимому, более разумный – наотрез отказался: «За танцорку Истомину я не дерусь!», «обломав» одним махом все планы Якубовича. Драться за женщину недворянского происхождения было не в чести. Поэтому Завадовский предложил прежде найти более достойный повод, полагая, что таковой вряд ли возникнет. Но надо знать Якубовича - так просто он не позволил бы лишить себя удовольствия драться. Подстрекательства продолжались. На одном из званых вечеров Шереметьев опрокинул мороженое на сюртук Завадовского. А это уже – повод для сатисфакции!

Первая дуэль закончилась трагично – Шереметьев, получив пулю в живот, скончался на второй день в страшных муках. Разразился скандал, который грозил оставшимся в живых жесткими последствиями, если бы не отец Шереметьева. Он прекрасно знал характер «дурака сына» и попросил не наказывать участников дуэли. В итоге «вторая часть Марлезонского балета» была отложена. Якубович отправился на Кавказ – усмирять пылкий нрав, Завадовский – в Лондон, а Грибоедов остался хандрить в Петербурге. Царь помиловал, но сам себя Александр Сергеевич простить не смог. Чувство вины, знаете ли, - страшная сила! Депрессивные мысли не оставляли его. Один из его друзей приятелей предложил кандидатуру Грибоедова на должность секретаря дипмиссии в Персии. Отличный повод переключиться!

Персидские страсти

Но судьба подстерегла Грибоедова на пути в Персию. Он и Якубович одновременно оказались «не в том месте и не в то время». Избежать неизбежного было невозможно. Дуэль состоялась в Тефлисе. Якубович умел надавить на больное место – святая месть за гибель друга -, а Грибоедов, по-прежнему чувствуя себя виноватым, не смог отказаться.

-5

Жертв в этой дуэли не было, однако Грибоедов получил «отметину» на всю недолгую жизнь. Якубович прострелил ему ладонь, зацепив сухожилия. В результате мизинец отказался не рабочим – практически не разгибался. Музыка, после этого, в жизни Грибоедова отошла на второй план.

Судьба, по всей вероятности, играла с Грибоедовым в кошки-мышки – пощадив его тогда, она не оставила ему шансов в Тегеране. Российское Посольство было безжалостно брошено на растерзание толпы в угоду интересов персидских правителей. Грибоедов в данной игре был лишь пешкой без шансов добраться до края поля противника и повлиять на ход событий. Талант дипломата против разъяренной толпы – это винтовка против танка.

Роковая метка

Посольство громили с такой яростью, что опознать погибших представителей дипломатического корпуса практически не представлялось возможным – настолько были обезображены тела. Как бы абсурдно это ни звучало, но Александра Сергеевича удалось опознать, только «благодаря» той самой роковой метке, полученной во время дуэли, - по скрюченному мизинцу левой руки.

-6

Выжить в этой бойне удалось только одному, увы, далеко не самому талантливому и смелому… Интриги злодейки судьбы порой бывают настолько изощренными и тонкими, что распутать их невозможно. Не потому ли, что судьба – тоже женщина, а вы помните: «Шерше ля фам»?

Подпишитесь на канал, мы обязательно вас удивим новыми статьями!

Это интересно

История дома той самой «Пиковой дамы»
Быть Петербургу пусту! О чем были пророчества?
Международный скандал или как Николай II принимал французов в публичном доме

И еще больше 1 000 историй у нас на канале