Несмотря на жёсткость и властность, царь-реформатор Петр Первый тоже был обычным человеческим чувствам и тем более – несчастной любви.
Еще со времен Ивана Грозного в Москве появилось поселение иностранцев – Немецкая слобода. Это был словно островок Европы в патриархальной России, где женщины носили платья с оголенными плечами и впечатляющими декольте. В народе слободу называли «кукуевской».
Поэтому впервые попавший в слободу в 1690 году Петр Первый был не просто поражен и восхищен царившими в немецкой слободе порядками. Молодой царь, возможно, под влиянием московского поселения иностранцев и решил «европеизировать» Россию.
А, возможно, на это повлияла печальная история любви молодого императора и иностранки.
В Немецкой слободе в то время проживал винодел Иоганн Георг Монс, младшая дочь которого, Анна, славилась веселым нравом, красотой и остроумием. Девушка обожала веселиться, танцевать и, к слову, опустошать немалое количество бокалов с вином.
Поэтому, заметив интерес государя, его один из ближайших друзей и сподвижников барон Франц Лефорт решил познакомить Петра Первого с очаровательной Анной Монс.
В сравнении с супругой, тихой, кроткой и незаметной Евдокией Лопухиной, дочь винодела выглядела просто обворожительно. А если сюда добавить и откровенные по русским меркам платья, яркий макияж и кокетство, то нет ничего удивительного в том, что молодой император по уши влюбился в восемнадцатилетнюю Анну.
И, как говорится, между Анной Монс и Петром Первым пролетела искра, ставшая началом долгого и несчастливого романа. Справедливости ради надо отметить, что искра была со стороны императора. А вот со стороны Анн, скорее всего – трезвый и холодный расчет.
Влюбленный по уши
Влюбленный по уши Петр Первый все больше и больше времени проводил в Немецкой слободе, осыпая возлюбленную богатыми подарками, которые не могли не нравиться девушке.
Например, он назначил ей годовое содержание в размере 708 рублей, подарил собственный украшенный бриллиантами портрет (по мнению современников, стоимостью никак не меньше 1000 рублей).
Более того, возлюбленная получила в подарок от Петра Первого построенный за счёт казенный двухэтажный каменный особняк и Дудинскую волость Козельского уезда. А после смерти собственной матери, Натальи Нарышкиной, уже в 1698 году император сослал свою законную супругу в Суздальский Покровский монастырь. В то время для царей это была единственная возможность «официально» развестись после пострига в монахини супруги.
В народе возлюбленную Петра называли «Монсиха» или «Кукуевская царица». И причины на то были. Кокетливая Анна, с благодарностью и восхищением принимая от императора подарки, ни слова никогда не написала и не сказала о любви. Многие современники считали, что именно показная холодность Анны и удерживала влюбленного царя. Холодность Анны сильно мучила Петра Первого, собственно, как и слухи об интрижках его возлюбленной на стороне.
Ради справедливости отметим, что и сам влюбленный крутил шашни на стороне. Так, одно время царь ухаживал за подругой Анны Еленой Фадермрехт.
Длившийся десять лет роман закончился неожиданно и скандально. После трагической гибели саксонского посланника Кенигсека 11.04.1703, его вещи перед отправкой на родину были тщательно досмотрены. Тогда и нашлись письма от Анны и ее медальон.
Разъярённый Петр Первый лишил семью Монс всего недвижимого имущества, а затем было начато дело против Анны и ее родственников о хищениях, злоупотреблении доверием императора и даже колдовстве. Почти тридцать человек находились под неусыпным надзором, не имея возможности даже посещать церковь.
Ситуация разрешилась довольно неожиданно. Новый прусский посланник Кайзерлинг стал выражать Анне знаки внимания, а затем попросил Петра Первого дать согласие на брак. Император спустил посла с лестницы. Это уже пахло дипломатическим скандалом и войной, но благодаря вмешательству прусского короля дело закончилось миром.
Монс и Кайзерлинг поженились в 1711 году, но через несколько месяцев после свадьбы посол умер, а сама Анна свою уже последнюю любовь встретила в 1713 году. Правда, и здесь насладиться счастьем не удалось. Спустя год Анна Монс скоропостижно умерла от чахотки.