Найти тему

Подводное фото. Советы профессионала. Перестаньте просто щелкать камерой, начните создавать снимки

Самое главное в любом снимке, в том числе и подводном, – история. В этом отношении фотография очень похожа на живопись – у вас есть ограниченное пространство (например, холст), чтобы передать свое видение мира зрителю. В кадре необходимо отразить момент, когда действие и композиционные элементы сочетаются наилучшим образом, пробуждая в душе смотрящего определенные эмоции – удивление, интерес, сочувствие, симпатию.

Для этого у фотографии должен быть сюжет. Пытайтесь снять повадки животных (кормление, чистка, постройка норы и тп), такие кадры наиболее привлекательны для зрителей. Это возможно, если вы имеете представление об образе жизни объекта и среде обитания, о его особенностях и отличительных чертах. В век интернета ничто не может оправдать незнание вашего объекта, разве что только отсутствие интереса к нему. Ведет ли ваш объект одиночный образ жизни или собирается в стаи с другими ему подобными? Отличаются ли самец и самка по внешнему виду? Меняет ли ваш объект пол в определенный момент своей жизни? Как выращивает потомство? Плавает ли ваш объект или закапывается? Ищите такие черты, которые могли бы что-нибудь рассказать о нем. Ищите взаимоотношения между объектами, существует очень много таких животных, которые живут друг на друге или вместе на сильно ограниченном морском пространстве (симбионты) Например, бычки-компаньоны и креветки, морские уточки и лилии, морские ежи и крабы или клоуны и актинии.

В кадре обязательно должен быть главный объект. Если главного объекта в кадре нет, зритель будет назначать его сам.

А чтобы было еще и интересно, должен присутствовать конфликт, столкновение цветов, размеров, фигур, форм, видов движения, образов, интересов (теплый/холодный, большой/маленький, сильный/слабый). Например, одна маленькая рыба-игла теплого цвета на переднем плане относительно большой стаи сардин холодных оттенков на заднем.

Уже ушли? Филиппины. Nikon D300, бокс Sea&sea, Nikkor 16, inon z-240x2. ISO-250, f/10, 1/200
Уже ушли? Филиппины. Nikon D300, бокс Sea&sea, Nikkor 16, inon z-240x2. ISO-250, f/10, 1/200

Изучайте камеру, снимайте как можно больше, оценивайте результат, смотрите работы мастеров, в том числе художников, они тоже занимаются визуальным искусством – только так вы научитесь рассказывать удивительные истории при помощи одной фотографии.

Рыбка спит. Ночной снимок, чернопятнистая коралловая рыба-бабочка. Филиппины. Nikon D300, бокс Sea&sea, Nikkor 60mm, inon z-240x2. ISO-200, f/14, 1/125
Рыбка спит. Ночной снимок, чернопятнистая коралловая рыба-бабочка. Филиппины. Nikon D300, бокс Sea&sea, Nikkor 60mm, inon z-240x2. ISO-200, f/14, 1/125

Оксана Голубева,
инструктор по дайвингу и подводной фотографии PADI, SSI