Найти в Дзене
Кино: кто, как и почему

Валентина Талызина про Раневскую (из нашей беседы)

Фрагмент моей беседы с Валентиной Талызиной (полная ТВ-версия в конце материала). Симпатия или антипатия к человеку, она может помешать работе? - Вы правы. Абсолютно. Не дай Бог, если антипатия. И обязательно надо найти в себе симпатию. Потому что, когда есть симпатия, то роль идёт. А когда ты думаешь: «Боже мой, какой ужас!», то, конечно, роль не идёт. Вам приходилось себя в этом смысле нагибать? - Конечно. Я не могу сказать про результаты, это должны говорить другие. Мне показалось, что вы к сериалам вообще относитесь неодобрительно. - Нет, что вы. У меня есть один сериал любимый. Я, как только он идёт, сажусь и, как дура, слушаю его и смотрю его в 13-й раз. А может, в 15-й, а может, ещё в какой-то. Потому что главную роль играет Александр Устюгов, мой земляк. «Ментовские войны»… И там играет эта троица, этих "рыцарей". Я потом нашла продюсершу этой картины (создатель ряда популярных российских телесериалов, в том числе «Агентство НЛС», «Тайны следствия» и «Ментовские войны» Ада Став

Фрагмент моей беседы с Валентиной Талызиной (полная ТВ-версия в конце материала).

Симпатия или антипатия к человеку, она может помешать работе?

- Вы правы. Абсолютно. Не дай Бог, если антипатия. И обязательно надо найти в себе симпатию. Потому что, когда есть симпатия, то роль идёт. А когда ты думаешь: «Боже мой, какой ужас!», то, конечно, роль не идёт.

Вам приходилось себя в этом смысле нагибать?

- Конечно. Я не могу сказать про результаты, это должны говорить другие.

Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова

Мне показалось, что вы к сериалам вообще относитесь неодобрительно.

- Нет, что вы. У меня есть один сериал любимый. Я, как только он идёт, сажусь и, как дура, слушаю его и смотрю его в 13-й раз. А может, в 15-й, а может, ещё в какой-то. Потому что главную роль играет Александр Устюгов, мой земляк.

«Ментовские войны»… И там играет эта троица, этих "рыцарей". Я потом нашла продюсершу этой картины (создатель ряда популярных российских телесериалов, в том числе «Агентство НЛС», «Тайны следствия» и «Ментовские войны» Ада Ставиская), и сказала: «Какой вы сделали сериал!».

Ну, он сделан, грубо говоря, по-советскому, по-настоящему, по тому образцу кино… Прекрасный сценарий, прекрасный режиссёр, артисты великолепные, И, конечно, главные герои органичные, харизма и так далее…

Нет-нет, бывает…

А бывает, посмотришь - речь плохая, лицо какое-то такое… И идут одни штампы…

Вы про американские фильмы рассказывали, которые смотрели в военное время… Сейчас американское кино сильно ушло от тех образцов, на которых вы росли?

- Последние не видела… Я Интернетом не пользуюсь, у меня дочка смотрит, а я, к сожалению, нет. А потом, знаете, видишь ведь, есть у артиста школа или нету. Вот, как её фамилия? Забыла… Она такая накрашенная, но артистка великолепная… Я думаю: «Какая артистка!» Оказывается, приехала в Москву, пришла во МХАТ и целовала сцену МХАТа, по которой ходил, якобы, Станиславский… Сцену то пять раз меняли, правда, но… Выучила систему Станиславского, досконально, и получилась артистка… (актриса, что поставила исторический рекорд по номинациям и наградам за кинодостижения – Мерил Стрип)

-6

То есть, получается, что артистками становятся, а не рождаются? Что главное - школа, а не дар?

- Нет, сначала - дар, а потом - труд ещё.

Без школы не получается.

Мы с вами как-то упоминали Любовь Орлову. У неё, говорят, не было никакой школы… (Фёдор Шаляпин, часто бывавший гостем в доме Орловых, напророчил Любови настоящую актёрскую славу, увидев домашний спектакль с её участием, однако родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и, когда ей исполнилось семь лет, отдали её в музыкальную школу, где она обучалась игре на фортепиано).

-7

- Но она была артистка музыкального театра… Я к ней приходила, она мне показывала физкультуру, и я сидела и смотрела. Любовь Петровна мне показывала, как надо себя беречь. А потом она мне сказала: «Ну, вам - драматическим актёрам, это не нужно!» Я думаю: «Ничего себе! Как раз очень нужно!».

А речь? Всё! Когда сейчас смотришь сериалы, отвернулся в сторону - и уже непонятно, о чём говорят. И вообще непонятно…

У меня в театре были такие потрясающие учителя, как Плятт, Консовский, Цейц, Дубов, Мордвинов - вот учителя! Которые говорили про прилагательные, глаголы, существительные во фразе.

-8

Я ждал, когда вы перечисляли, упомянете или нет Раневскую.

- Фаина Георгиевна… Начнём с этого, что пришла к Павле Леонтьевне Вульф Фаина Фельдман, рыжая хулиганка из города Таганрога. А перед этим она посмотрела «Вишнёвый сад», в главной роли - Павла Леонтьевна, дворянка, из тех Вульфов, которые жили где-то между Ленинградской и Московской областью, вот там у них было имение. Поставила чемоданчик и сказала:

«Я хочу учиться у вас актёрскому мастерству! Я буду жить здесь! В кресле, на раскладушке, в прихожей, при входе…».

И своим вот этим вот напором она Павлу Леонтьевну, так сказать, озадачила. И потом стала великой артисткой Фаиной Георгиевной Раневской…

-9

Павла Леонтьевна Вульф (7 [19] июля 1878—8 июня 1961) несколько лет проучилась в институте Благородных девиц в Петербурге; после того как увидела на сцене В. Ф. Комиссаржевскую, решила стать актрисой. После революции жила в Ростове-на-Дону, где познакомилась с Раневской, на долгие годы став её другом и учителем.

Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова

Вот сейчас, мне кажется, точно таких нет. Ну, знаете, это стандартная фраза: «Сейчас таких нет!».

- Есть, есть! Есть очень талантливые актрисы и очень талантливые актёры. Есть! Но, к сожалению, сейчас система такая, что главный Бог на съёмочной площадке - это продюсер, а не режиссёр.