Найти тему
МОЖНО ЖИТЬ ЛУЧШЕ

РИСКИ остановки предприятий пищевой отрасли и не только

В период перестройки путем приватизации были разрушены сельскохозяйственные предприятия, что явилось одной из причин к ликвидации предприятий пищевой отрасли в малых городах, которые были ориентированы на переработку сельхоз сырья из близ лежащих совхозов и колхозов. Вместе они представляли единый хозяйственный комплекс, который являлся основным поставщиком продуктов питания для населения через торговые сети своих регионов. Местная промышленность включала в себя десятки тысяч самых разнообразных предприятий пищевой промышленности. С началом перестройки местная промышленность развалилась, в стране возникла нехватка продовольствия. Появились в продаже дешевые ножки кур, индеек Буша из США, маргарин вместо сливочного масла. Бесплатно раздавались продуктовые наборы, товары повседневного спроса секонд хенд из стран Запада. Подавляющая часть населения в короткий срок стала нищей на грани выживания. Обстоятельный социально-экономический анализ того периода с его широким обсуждением в стране, наверное, будет сделан. В течение 8-10 лет продовольственный дефицит для большинства жителей страны был преодолен, в основном, с помощью западного капитала и корыстного участия отечественных чиновников. Появились продуктовые сетевые гипермаркеты федерального уровня, которые на европейской части России монополизировали торговлю продуктами питания. Они же диктуют поставщикам продуктов питания, пищевым предприятиям свои особые требовании, прежде всего по срокам реализации поставляемой продукции с учетом своих технологических особенностей производственной деятельности, условий хранения, распределениям по торговым точкам, логистики (подробнее см. работу «О сокращении бедности»).

Выполнить условия гипермаркетов в состоянии только крупные компании. Вместо десятков тысяч мелких и средних пищевых предприятий появились сотни крупных продовольственных компаний, которые и стали основными поставщиками продуктов питания в гипермаркеты. Эти предприятия оснащены импортным высокоэффективным современным технологическим оборудованием (перемешивающие, дозирующие, фасовочные аппараты, cложные контрольно-измерительные системы приборов, уникальное лабораторное оборудование и многое другое) Техническое обслуживание таких производств требует своевременного проведения планово-предупредительных профилактических и ремонтных работ.

Имея монополию на продовольственном рынке, в пищевой промышленности России, иностранные компании получают много миллиардные прибыли, которые выводятся за рубеж. И поэтому они крайне заинтересованы сохраниться на российском рынке. Однако, в условиях растущих санкций Запада под сильным политическим давлением возникает угроза срыва поставок запасных и вышедших из строя деталей, узлов, угроза в замене целых единиц оборудования по окончании сроков их эксплуатации, отказ в оказании технической помощи западными специалистами. Эти и ряд других факторов могут привести к остановке крупных предприятий, вызвать дефицит на продовольственном рынке.

Надо иметь ввиду, что и в торговых супермаркетах почти все оборудование является импортным : холодильное, фасовочное, компрессорное, вентиляционное, сантехническое, электротехническое, весовое оборудование, механизмы и оборудование переработки и подготовки продуктов питания для продажи покупателям , компьютерные системы, программное обеспечение и многое-многое другое.

Недостаточно вырастить и собрать урожай на полях, вырастить скот и птицу на фермах, необходимо продукцию сельского хозяйства переработать в пищевой продукт для продажи и дальнейшего употребления

Вышеуказанный комплекс проблем является делом государственной важности, а не только частных, корпоративных компаний.

Для предупреждения срывов и остановки предприятий пищевой промышленности необходимо предпринять ряд организационных мероприятий, а именно составить регистр действующих предприятий всех видов собственности по регионам по видам выпускаемой пищевой продукции с указанием объемов выпускаемой продовольственной продукции.

Предприятия пищевой отрасли, торговые сети должны иметь графики плановых предупредительных работ (ППР) с указанием сроков работ по техническому обслуживанию оборудования и инженерных систем с указанием исполнителей работ, сроков плановой замены узлов, деталей, агрегатов в соответствии с рекомендациями изготовителей с учетом отработанного ресурса машино-часов. Выполнить работы по сбору, систематизации того, что необходимо для устойчивой работы предприятий при их добровольном согласии и активном участии с помощью компьютерных систем не представляет большой трудности. Это позволит оценить масштабы мероприятий по обеспечению устойчивой работы пищевой и торговой отрасли и составить скоординированные сводные планы технической поддержки, составить заказы на приобретение, производство определенного оборудования. Такие заказы будут сигналом предпринимателям всех уровней для организации производства соответствующего оборудования и техническом обслуживании при господдержке и техническом обслуживании предприятий.

КТО ВЫПОЛНИТ ЭТУ РАБОТУ И ОСУЩЕСТВИТ КОНТРОЛЬ ЗА ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕМ?

СООТВЕСТВУЮЩИЕ Правительственные, КОММЕРЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙ.

Контроль за ходом выполнения этой работы должны осуществлять ДЕПУТАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙ. Они же должны иметь информацию об устойчивости работы действующих предприятий пищевой отрасли всех видов собственности.

В ЦЕЛЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ, БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧЕЙНОЙ ОПАСНОСТИ НЕОБХОДИМО ПРИНЯТИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЗАКОНОВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ контроль СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВСЕХ ВИДОВ собственности.

Риски остановки крупных пищевых предприятий, работающих на импортном оборудовании, в ближайшей и среднесрочной перспективах достаточно велики в условиях усиливающегося противостояния Запада к России.

В среднесрочной перспективе необходимо создавать в пищевой отрасли альтернативные малые и средние предприятия по типовым проектам, работающих на отечественном оборудовании, с размещением, прежде всего, в малых городах и ориентированных на продукцию близ лежащих хозяйств сельских территорий. Это позволит минимизировать риски дефицита на продовольственном рынке, добиться существенного роста производства органических экологически чистых продуктов питания, увеличит количество рабочих мест, а значит поднимет уровень благосостояния жителей малых городов и сел, минимизирует количество просроченных утилизированных продуктов питания, которые образуются в крупных торговых сетях.

Решение задачи комплексного развития малых городов и хозяйств близ лежащих сельских территорий как поставщиков сырья на пищевые предприятия и в торговые организации требует активной работы специально созданных комитетов муниципальных и региональных органов власти, создаваемого федерального Министерства пищевой промышленности. Необходимо создавать ассоциации сельских хозяйств, перерабатывающих, торговых предприятий, которые решали бы комплекс организационных, хозяйственных, финансовых и прочих проблем всего цикла «от поля до конечного потребителя». В число оценочных показателей работы региональных органов власти включить «количество созданных за определенный период сельских фермерских коллективных хозяйств, предприятий пищевой отрасли, предприятий торговли с указанием численности работающего персонала». Для реализации продуктов питания из малых городов и сельских территорий в крупные города необходимо организовывать сети торговых павильонов, магазинов с продукцией продуктов питания областных регионов.

Злободневным остается вопрос о качестве продуктов питания на прилавках магазинов

Преобразования отечественной пищевой отрасли должно предусматривать повышение качества выпускаемой продукции в сторону увеличения экологически чистых органических продуктов питания.

Здоровое питание является ключевым условием сохранения и укрепления здоровья людей, роста численности населения страны.

Для этого продукты питания, прежде всего массового спроса, должны производиться и реализовываться не по Техническим условиям, разрабатываемым самим производителем, а по Государственным стандартам, в которых четко указывалось состав сырья, его процентное соотношение, технологические условия приготовления продукта, условия хранения и сроки реализации продукта. Производители определенного массового вида продукта должны производить его в соответствии с ГОСТом, как по рецепту приготовления блюда в хорошей поварской книге, например, молочные сосиски у всех производителей должны выпускаться по единому Госту, а не по ТУ предприятия .

Продукция, произведенная по Гостам должна иметь соответствующую символику, указывающую на ее высокое качество, а предприятия, производящие такую продукцию должны иметь государственную поддержку.

Об организации производства оборудования для пищевых предприятий и не только, а также торговых организаций

Технологические процессы и оборудование, обеспечивающее эти процессы на предприятиях пищевой отрасли, во многом схожи: емкостное оборудование, перемешивающие механизмы, дозировочные и весовые устройства, насосные станции, фасовочное оборудование, контрольно-измерительные приборы, лабораторное оборудование и другое..

Похожие технологические процессы имеют место и в производстве различных строительных материалов.

Потребность в вышеуказанном и подобном оборудовании огромная. Поэтому, чтобы избежать зависимости от импорта, целесообразно по государственной программе в течение нескольких лет создавать отечественные научно-производственные предприятия по разработке и производству типовых видов оборудования и устройств, применительно для различных отраслей с учетом их специфики. Это должны быть предприятия с совместным участием государственных структур, в том числе региональных, муниципальных, и частных предпринимателей.

Необходимо преодолеть психологическую инерцию ориентации только на импортные технологии, создавать своё, отечественное.