Как побороть страх белого листа?
Сегодня я проводила занятие по созданию текстов. Долго выбирала тему первого урока, остановилась на страхе, который возникает, когда необходимо начать писать.
Первое задание – я показала чистый лист и попросила написать свои ассоциации.
Ответы учеников: «белый лист для меня — это пустота, чувство страха и боязнь сделать ошибку в сочинении», «безысходность».
Мы обсудили каждую ассоциацию и приступили к созданию своих историй.
- Упражнение под условным названием «Камень»
Когда бросаем в воду камень, то по ней расходятся круги. Так бывает и со словами.
Я взяла слово «спасибо» и предложила ученикам написать новые слова по каждой букве из этого слова. Писать можно все, что приходит в голову, но сделала небольшой акцент на смысле слов, что они не должны задевать или как-то обижать других.
Меня порадовала атмосфера, дети улыбались, быстро принимались выполнять упражнения.
Затем я усложнила задание и попросила придумать набросок текста, где встретились бы слова, которые они придумали.
- Бином фантазии
Одно слово оживает лишь тогда, когда оно встречает другое. Это задание для парной работы. Нужно было придумать по любому слову в паре, а потом соединить их и вместе сочинить текст, где эти слова играют главную роль.
У Родари это были "пес" и "шкаф" (пёс в шкафу, пёс на шкафу, шкаф с псом, шкаф у пса).
Ученики соединили свои слова, вместе придумали и записали истории.
В одной паре получилась красивая легенда о цветке из Башкирии. В другой – история глазами холодильника.
Это мы сделали за 40 минут урока. Каждый ученик успел за это время прочитать свой текст, получить на него мои комментарии.
В конце я попросила учеников написать обратную связь на урок. Одним из ответов был такой: «У меня получилось выплеснуть фантазию».
При подготовке занятия использовались задания из «Грамматики фантазии» Джанни Родари. Но все идеи я адаптировала под свои нужны, меняла слова для упражнений и усложняла.
А какие уроки вы проводили на этой неделе?