А. Гайдар в рассказе "У переднего края" рассказал о событиях Великой Отечественной войны, в которых шахтёры защищали город от фашистских захватчиков.
При выходе из осаждённого города на передовую у репортёра проверили документы и предложили для удобства грузовик. Репортёр отказался, так как в одиночку живее будешь.
На одного человека фашисты врядли снаряды тратить захотят, да и спрятаться в воронке от взрыва удобнее. Картина вокруг была ужасающая. Стояли полуразбитые и сожжёные дома, за воробьями охотились полуголодные кошки.
Время от времени перестреливались пушки мощного калибра. В воздухе летели мины неся смерть и разруху. Звук мины все знают, он заунывный, как будто кошке на хвост наступили.
Наступила небольшая передышка. Солдаты начали подсчитывать убитых, вывозить раненых и латать заграждения. Командир с репортёром пошли вдоль линии фронта.
Красноармейцы в своём большинстве были донецкие шахтёры. Шахтёры уже бывалые, обстрелянные, дружные, мужественные и находчивые. Здесь в окопах защищают город инженеры, лифтёры, бухгалтера, бригадиры...
Мимо прошёл боец заставив удивиться командира.
Он, боец, шёл в пилотке, а не в каске, как положено, заметил командира, деваться некуда. Он знает, что я люблю выправку, дисциплину. Чтобы замять дело, он и рванул мимо меня, как на параде. Шахтёры ! С любовью воскликнул командир. Пошли меня в другую часть, и я пойду в штаб и буду о своих шахтёрах плакать.
Разговор шёл на переднем крае где властвуют снайпера, пулемётчики фашисты и красноармейцы. Слышны одиночные перестрелки. Фашисты не знают, что утром примут смерть от тяжёлых, рабочих шахтёрских рук, от спокойных храбрых людей, так и не завладев городом.
На подступах к городу была разгромлена 95 фашистская дивизия.
И века не прошло как шахтёры покинули шахты, чтобы вновь защитить свои города и жителей от фашистской чумы.