Найти тему
Октагон.Медиа

«Новатэк» и «Газпром» принуждают к тесному сотрудничеству

Фото: сайт компании «Газпром»
Фото: сайт компании «Газпром»

Новая санкционная реальность выливается не только в разрыв многолетних торгово-экономических связей, но и, напротив, в создание новых, непредсказуемых партнёрств. Ещё недавно казалось, что «Газпром» и «Новатэк» будут бесконечно долго довольствоваться условным разделом газовой поляны: один – на рынке трубопроводного газа, другой – на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Однако вполне возможно, что компаниям придётся сотрудничать в рамках одного проекта. Эксперты считают, что из этого может выйти толк, если партнёры не станут заложниками собственных амбиций.

Безальтернативное предложение

После того как компания Shell уведомила Москву о том, что не будет претендовать на долю в новом операторе проекта «Сахалин-2», российское Правительство издало постановление, содержащее требования к участнику, который захочет стать преемником британско-нидерландской компании. В документе, в частности, говорится, что российское юрлицо должно иметь в реализации проект по производству СПГ объёмом более 4 млн тонн в год и с суммарным накопленным объёмом производства не менее 40 млн тонн.

Потенциальный покупатель доли в компании «Сахалинская Энергия» (новый оператор «Сахалина-2») должен также иметь действующие договоры со сроком действия от 10 лет о фрахтовании судов-газовозов с общим объёмом грузовместимости более 4 млн кубометров и обладать опытом международной торговли СПГ с суммарным объёмом не менее 40 млн тонн. Постановление было издано 6 сентября.

Фактически среди российских компаний прописанным в нём критериям соответствует только одно предприятие – «Новатэк».

Уже на следующий день, 7 сентября, председатель правления и совладелец «Новатэка» Леонид Михельсон сообщил, что его организации интересно участие в проекте «Сахалин-2». «Нам интересно рассматривать», – заявил он.

Как бы демонстрируя независимость в принятии предстоящего решения, глава «Новатэка» добавил, что его компания попросит Правительство предоставить возможность «досконально провести собственный аудит, начиная с геологического, операционного и так далее». «И только после этого мы будем принимать решение», – отметил он. Заявление было сделано на полях Восточного экономического форума и тут же разлетелось по информагентствам. Министр энергетики РФ Николай Шульгинов, также находившийся на форуме, незамедлительно прокомментировал слова Михельсона в более категоричном ключе: «Мы рассчитываем на то, что “Новатэк” будет участвовать в “Сахалине-2”».

Такая корова нужна самому

Наблюдатели не исключают того, что оба заявления были сделаны «на экспорт» – в надежде на то, что они простимулируют иностранные компании к тому, чтобы повнимательнее присмотреться к доле Shell и сформулировать свои предложения, пока не поздно. Пакет Shell должен быть передан новому акционеру в течение четырёх месяцев.

– В России сильно рассчитывали на приход индийских или китайских компаний в проект. Shell владела 27,5 процента акций, это очень хороший актив, но и ответственность высокая. «Газпрому» было бы выгодно её разделить с иностранными инвесторами. Однако предложений не поступило, хотя в начале сентября президент Владимир Путин говорил о том, что желающих войти в проект много, в том числе со стороны иностранных юрлиц, – отметил источник «Октагона» в отрасли.

Производственный комплекс «Пригородное» проекта «Сахалин-2». Фото: сайт компании «Газпром»
Производственный комплекс «Пригородное» проекта «Сахалин-2». Фото: сайт компании «Газпром»

По его мнению, комбинация с возможным вхождением «Новатэка» может быть разыграна в надежде на активизацию зарубежных энергетических компаний, тем более что для «Новатэка» и российского СПГ в целом такое участие крайне рискованно. Привлечение иностранного участника теперь затруднено обозначенными в правительственном постановлении критериями и июньским указом Владимира Путина, в котором говорится, что по истечении месяца с момента создания «Сахалинской Энергии» невостребованные доли будут переданы только российскому юрлицу. Впрочем, при желании эти условия могут быть скорректированы, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

– Сейчас Правительство так сформулировало требования к участнику, может, потом переформулирует. Конечно, было бы нелишним вхождение в проект китайской или индийской компании, но, видимо, об этом пока договориться не получается, – полагает он.

Плюсы и минусы для «Новатэка»

В числе главных рисков, с которыми может столкнуться «Новатэк», – суды с прежним владельцем доли (Shell) и даже арест выручки за рубежом. В Shell уже заявили, что у неё остаётся контракт на поставку газа (1 млн тонн СПГ в год) с прежним оператором «Сахалин Энерджи» и концерн «оставляет за собой все юридические права». По мнению юристов, британско-нидерландская организация может также обратиться в суд с иском о компенсации стоимости её доли в «Сахалине-2» (сама она оценивала её в 1,6 млрд долларов) и упущенной выгоды. При этом с высокой долей вероятности ответчиками станут как акционеры «Сахалинской Энергии», так и Россия как субъект права.

Среди позитивных для «Новатэка» сторон сделки аналитики выделяют существенное увеличение им производства сжиженного газа и удачное географическое положение «Сахалина-2».

«Производство СПГ “Новатэком” может существенно вырасти, хотя не исключено, что до 20 процентов сахалинских объёмов компания будет поставлять для газификации Камчатки. В целом мы оцениваем потенциальную сделку скорее положительно, учитывая выгодное положение Сахалина вблизи азиатских рынков», – отмечает главный аналитик по нефтегазовому сектору «Открытие Инвестиции» Алексей Кокин.

В настоящее время «Новатэк» владеет контрольным пакетом акций проекта «Ямал СПГ», мощностью 17,5 млн тонн в год, а также 51 процентом акций малотоннажного СПГ-проекта «Криогаз-Высоцк», мощностью 0,66 млн тонн в год, что в общей сложности даёт 9,1 млн тонн в год. «Таким образом, прибавка в 3,2 миллиона тонн в год от “Сахалина-2” увеличила бы чистый объём производства СПГ компании на 35 процентов», – подсчитали аналитики BCS Global Markets. Как они утверждают, в конечном итоге всё решат цена актива и желание «Новатэка» сотрудничать с таким контролирующим акционером, как «Газпром» (владеет 50 процентами плюс одна акция «Сахалинской Энергии»).

Мечты сбудутся?

Главная проблема, которую предстоит решить «Газпрому» и «Новатэку» в рамках общего проекта, – создание собственной, российской технологии для крупнотоннажного производства СПГ. На заводе «Сахалин-2», начавшем свою работу в 2009 году и ставшем первым российским крупнотоннажным заводом СПГ, используется технология, разработанная концерном Shell, и применяется оборудование немецкой компании Linde. Оба предприятия, как известно, заявили о сворачивании деятельности в России. На заводах «Новатэка» также применяются зарубежные технологии: на «Арктик СПГ 2» – Linde, на «Ямал СПГ» – американской Air Products (работала в РФ с 2003 года, сообщила об уходе в августе 2022 года).

– За последние годы «Газпром» и «Новатэк» так и не создали российскую крупнотоннажную технологию сжижения. А делать это было необходимо сразу после присоединения Крыма. Следовало бы принудительно объединить усилия энергетических и инженерных компаний и под эгидой Правительства создавать российскую технологию крупнотоннажного сжижения. Может, теперь, если они станут полноценными участниками «Сахалина-2», наконец объединят усилия, – рассуждает Станислав Митрахович.

К слову, в Минпромторге долю импортного оборудования на российских крупнотоннажных СПГ-заводах оценивают в 68 процентов и планируют снизить её к 2024 году до 40 процентов. На днях было принято решение о выделении государством 1 млрд рублей на разработку отечественных технологий и оборудования для сжижения природного газа. Первые четыре проекта могут быть профинансированы уже в этом году.

– Главное, чтобы потом «Газпром» не сказал: «Это газпромовская технология». А «Новатэк» – «новатэковская», – иронизирует эксперт ФНЭБ.

«Сейчас важнее не конкуренция, а создание российской технологии, которая позволит частично перенаправить российский экспорт с европейского на другие рынки. Это должно стать одной из ключевых задач на ближайшие годы в газовой сфере».
Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ

В планах Правительства к 2035 году увеличить российские объёмы производства СПГ до 80–140 млн тонн в год (15–20 процентов мирового рынка). Сегодняшний среднегодовой показатель составляет около 30 млн. В этом году производство СПГ в России (за январь – июль), по данным Росстата, выросло почти на 10 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысив 19 млн тонн.

✏️Анна Таволга

🅾️Все материалы «Октагона»: octagon.media