Предыдущая статья «КРЫМ» вызвала много откликов и вопросов. Поэтому я решил продолжить данный разговор и привести вам некоторые исторические факты и аналитические рассуждения по проблемам Крыма, в том числе ссылаясь на отрывки из книги экс-президента Украины Л.Д. Кучмы «Украина – не Россия».
-I-
Кто принял решение о передаче Крыма Украине в 1954 году?
Послушаем, что об этом писал Леонид Данилович:
«…бедный Никита Сергеевич» никак не мог этого сделать, хотя бы по той причине, что тогда, сразу после смерти Сталина, он не имел такой власти, что решение о передаче Крымской области Украине «было коллективным решением всего тогдашнего руководства СССР».
Кто подписал документ о передаче Крыма Украине в 1954 году?
«…были соблюдены все положенные по советской конституции формальности — был издан акт Президиума Верховного Совета СССР (коллективный президент страны) за подписью председателя Президиума К. Е. Ворошилова».
Подписывал ли какие-либо документы Н.С. Хрущев, связанные с передачей Крыма Украине?
Как первый секретарь ЦК КПСС, он мог подписывать только партийные документы. Коммунистическая партия Советского Союза тогда была руководящей и направляющей силой органов государственной власти, социальных структур общества. Партийным документом должно было быть Постановление Президиума ЦК КПСС, которое формируется на основании заседания Президиума ЦК КПСС.
Проводил ли такое заседание Н.С. Хрущев?
Вот что об этом пишет Л. Д. Кучма:
«…Исследователи не пришли до сих пор к единому мнению, была ли вообще подпись Хрущева на какой-либо из бумаг, относящихся к этому делу, — было ли, например, постановление Президиума ЦК КПСС».
Вместе с тем, первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, являясь только руководителем партии, был фактически руководителем страны – СССР. С ним встречались первые лица государств, его слово было последним и заключительным при принятии тех или иных государственных решений. Поэтому, нет никаких сомнений, что как бы коллективно руководители разных рангов не обсуждали вопрос передачи Крыма Украине, решающее слово было за Н.С. Хрущевым. Хотя бы из соображений субординации.
Вывод: решение о передаче Крыма Украине принял в 1954 году первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. И не важно, подписывал он какие-либо документы или нет.
-II-
Более 31 года назад — 20 января 1991 года — в Крыму состоялся первый советский референдум. Жители полуострова отвечали на вопрос:
«Вы за воссоздание Крымской автономной Советской Социалистической республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?»
Более 93% всех жителей Крыма высказались «За».
Что явилось причиной проведения такого плебисцита?
Катализатором проведения референдума в Крыму стали события октября 1990-го в Киеве, вошедшие в историю как "революция на граните". Тогда группа студентов разбила на центральной площади палаточный лагерь, объявила голодовку и потребовала разорвать Союзный договор с Москвой. Жители Крыма были против постановки такого вопроса, так как этого фактически вело к развалу СССР. Подавляющее число жителей полуострова были русские, и они совсем не хотели разрыва своих отношений с Родиной.
Москва была за проведение такого референдума. Тем более, что это вписывалось в политику перестройки М.С. Горбачева. Ситуация в стране была напряженной, отношения с Союзными республиками трещали по швам и надо было как-то снизить градус напряжения.
Киев был против проведения референдума, но открытого противостояния не выражал.
Председатель Верховного Совета Украинской ССР Леонид Макарович Кравчук вначале выступал против проведения референдума. Но потом, взвесив все «за и против», не возражал. Он понимал, что если категорически ставить вопрос против и запретить проведение референдума, то это приведет к тому, что Крым тогда поставит вопрос о выходе из состава УССР.
Кроме того, в бюллетени было написано о создании автономной, а не союзной республики. Это значит, что Крым, став автономной республикой, остаётся в составе Украинской союзной республики. Статус союзной республики был значительно выше, чем автономной. Кроме того, Л.М. Кравчук настоял, чтобы в бюллетень внести фразу «…как субъекта Союза ССР и участника союзного договора». Цель – не допустить расширенного толкования фразы из бюллетеня, чтобы нельзя было поставить Крым на один уровень с союзной республикой — Украиной — и не позволить ему особые отношения с Москвой.
Почитаем, как об этом пишет Л.Д. Кучма:
«Все началось 20 января 1991 года, более чем за полгода до провозглашения независимости Украины. В Крыму состоялся референдум о новом статусе полуострова в Советском Союзе, точнее, о восстановлении довоенной Крымской автономной советской социалистической республики. Горбачев изо всех сил пытался этот процесс ввести в рамки. Что это за рамки, напоминать не надо: рамки Советского Союза и «социализма с человеческим лицом». Он надеялся на новый Союзный договор. Советский Союз был создан в принудительном порядке, это уже признавалось Кремлем, по крайней мере, Горбачевым; теперь решено было оставить прежние рамки, но наполнить их новым, подлинно демократическим, содержанием, сделать так, чтобы в союзе опять оказались все, но на сей раз по-настоящему добровольно. В связи с этим Москва уже не могла себе позволить противостоять таким инициативам, как крымский референдум, тем более, что все понимали, что на деле речь идет о выходе из Украинской Советской Социалистической Республики, а не из Советского Союза — ничего, дескать, страшного. Рассмотрение итогов референдума Верховным советом Украины было одним из первых крупных обсуждений в демократическом духе. Спор был острым, закончился судьбоносным решением: восстановить Крымскую автономию, но — в составе Украины».
После проведения референдума Крым стал автономной республикой в составе Украины. Это произошло за полгода до развала СССР.
-III-
Вспомним исторические вехи истории Крыма 90-х годов.
1. После развала Советского Союза название Крымская АССР стало нелегитимным. По решению Верховного совета республики Крымская АССР 26 февраля 1992 года была переименована в республику Крым.
2. Акт о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым был подписан 5 мая 1992 года. На следующий день была принята Конституция республики, определяющая Крым демократическим суверенным государством в составе Украины.
3. Верховный Совет Российской Федерации через 2 недели после принятия Конституции Крыма своим Постановлением от 21 мая 1992 года №2809 предложил «считать необходимым урегулирование вопроса о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения».
Верховный Совет РФ под руководством Р. И. Хасбулатова в течение 1992-1993 годов принял еще два Постановления о начале переговоров по поводу воссоединения России и Крыма и возвращении Севастополя. Однако Б.Н. Ельцин отказался от этого и поручил министру иностранных дел Козыреву дезавуировать в ООН решение Верховного Совета, хотя не имел на это юридического права.
В октябре 1993 года произошли трагические события, завершившиеся 3-5 октября массовыми расстрелами защитников Верховного Совета РФ у телецентра в Останкино и в районе Белого дома. Вопрос с Крымом некому было больше поднимать и защищать.
4. Последним человеком, пытавшимся сделать в 90-х годах полуостров независимым от Украины, стал единственный президент Республики Крым Юрий Александрович Мешков.
В начале 1994 года прошли выборы Президента Крыма. Убедительную победу (73% - «за») во втором туре одержал Ю.А. Мешков.
На посту главы Республики политик стремился к сближению Крыма с Россией. Он планировал заключить военный и политический союз с Москвой, введение рублевой зоны, российское гражданство для крымчан, перевод времени на московское. Он постоянно обращался к Президенту РФ Б.Н. Ельцину, прося поддержки по политическим, экономическим и военным вопросам, но не получал её. Единственный человек из руководителей страны, который помогал Ю.А. Мешкову, был мэр Москвы Ю.М. Лужков, но этого было явно недостаточно.
5. Всё закончилось 17 марта 1995 года, когда Верховная рада Украины законодательно упразднила Конституцию Крыма, пост Президента и некоторые законы, ограничила автономию полуострова, отобрала суверенитет, сделав Крым обычной частью Украины, наравне с другими областями. На территорию Крыма и в Севастополь был введен спецназ Украины. Ю.А. Мешков пытался оказывать личное сопротивление, забаррикадировался в кабинете, но всё это было уже бесполезно. Его спасли офицеры Черноморского флота России, вывезя с территории Крыма через Керченский полуостров.
В последствии Ю.А. Мешков скажет такую фразу:
«Ельцин сдал нас Кучме в тот момент, когда мы уже вошли в экономическое и правовое пространство России».
Теперь почитаем, что говорит в своей книге Л.Д. Кучма о событиях в Крыму эпохи президентства Ю.А. Мешкова:
«До сих пор население Крыма, в общем, не чувствовало, что оно живет в Украине, не придавало этому значения, теперь же людям вдруг пришлось убедиться, что принадлежность Крыма Украине — не формальность, что они оказались в отдельном государстве, которое воспринимает себя всерьез и намерено добиваться того же от всех внутри страны и за ее пределами. Для многих это оказалось неприятной неожиданностью. 30 января президентом Крыма становится Юрий Мешков. Он переводит часы на московское время, про банковские новации я уже говорил, к лету появляются военизированные отряды «крымского казачества», борьба между исполнительной и законодательной властями Крыма все ожесточается, в сентябре кризис обострился до предела. Что делает Киев? Это вопрос и о том, что делаю я, новый президент страны. Мы не вмешиваемся в противостояние крымских властей. Действительно не вмешиваемся! Это была моя принципиальная линия. Меня как бы несла волна только что прошедших президентских выборов, на которых я победил с трудом, а это только подчеркивало, что борьба была, в общем и целом, благородная. Мне хотелось, чтобы так все делалось и впредь. Я собрал «силовиков» и поставил перед ними задачу (и не скрывая этой задачи, а наоборот, оглашая ее на всех перекрестках!): не вмешиваться в политику на полуострове, думать только об одном — как не допустить кровопролития. Было выпущено совместное заявление Генеральной прокуратуры, МВД, госбезопасности, в котором это было подчеркнуто. Все называлось своими именами. В политику не вмешиваемся, но безобразий не допустим!
Я понимал это, когда повторял им и повторял, что их дело одно-единственное: не допустить кровопролития. А по другой линии - никакой двусмысленности. Верховный Совет потребовал к 1 ноября привести крымское законодательство в соответствие с конституцией и законами Украины. Это требование не было выполнено, более того, крымский парламент заявил, что устранить противоречия в конституциях Крыма и Украины невозможно, и в связи с этим выступил с дерзким предложением «начать переговоры о заключении широкомасштабного договора между Крымом и Украиной». После бурных дискуссий Киев дал ответ, который все наблюдатели сочли самым мягким. Мягкость его заключалась в том, что мы не ввели чрезвычайное положение на полуострове, не изолировали главных бунтовщиков, не закрыли ни одного учреждения, но при этом отменили все крымские правовые акты, противоречащие украинской конституции, и — самое интересное и практичное - объявили о прекращении финансирования тех учреждений Крыма, которые будут действовать в соответствии с отмененными актами.
Государственная Дума России, где тон задавали, к сожалению, не демократы, очень хорошо поняла, что это значит: прекращение финансирования. В ее постановлении осуждался наш «язык ультиматумов и блокады». В печати появились выкладки: какие потери понесет население Крыма в случае безоглядного следования курсом «от Украины» и сколько времени потребовалось бы в таком случае для восстановления даже того невысокого уровня хозяйственной жизни, на котором она тогда находилась, — от пяти до десяти лет. Тем не менее, сепаратисты продолжали свое, и мы терпели их разрушительную деятельность аж до 17 марта 1995 года, повторяя и повторяя при этом свое требование привести конституцию и законодательство Крыма в соответствие с украинскими. 17 марта решением парламента и президентскими указами мы отменили целиком конституцию Крыма, институт президентства и противоречащие украинским крымские законы. После этого обстановка в Крыму еще не раз обострялась, но в целом нормализовалась».
«Мы никогда не забудем, какую роль в этом сыграл Борис Николаевич Ельцин. Он не допустил вмешательства в крымские события и раньше, в мае 1994 года, когда Украина была на грани вспышки вооруженного конфликта между крымскими и центральными властями, и в сентябре того же года, когда возникло острое политическое противостояние между крымским президентом и крымским парламентом, и многие политики на полуострове с нетерпением ждали и всячески приветствовали бы подключение России. В марте 1995 года, несмотря на призывы спикера крымского парламента С. Цекова, с одобрением воспринятые частью российской Думы, взвешенная позиция Ельцина не позволила конфликту выйти за пределы правового поля Украины».
Подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод, что у Президента Крыма Ю.А. Мешкова и спикера крымского парламента С.Цекова не было никаких шансов. Россия закрыла перед ними двери.
А если быть более точным, Президент России Б.Н. Ельцин за нас всех россиян решил, что крымчанам нечего делать в России.
Автор: Невейкин П.П., КЭН