США не смогут увеличить поставки газа и нефти в Европу - такое предупреждение от американских производителей этих энергоносителей опубликовала газета Financial Times. В газетном сообщении прямо сказано:
Вот как обернулось дело, когда вместо теоретиков и пропагандистов североатлантической солидарности заговорили практики - оказывается, обещанных ресурсов не так много, производственные мощности ограничены, да к тому же на рынке есть и другие покупатели... ничего личного, просто бизнес.
И где же те "молекулы свободы", которые должны были заменить Европе "грязный" российский газ, где танкеры с чистой демократичной нефтью? Наверно там же, где правильные трубопроводы в обход России, наполненные бурными потоками альтернативных углеводородов. Подтверждается фактическое отсутствие для Европы сопоставимой альтернативы традиционным поставкам из России, об этом говорят и представители Газпрома.
Разрушив отношения с Россией, европейцы кинулись искать других поставщиков, но таковых не оказалось. Уж как искали: в Азию и в Африку ездили, ближневосточным шейхам кланялись, да так и не нашли желанных товарных объёмов, и принимали там европейских визитёров как-то не по-царски. Теперь же и ближайший союзник, обещавший поддержку, разводит руками - и рад бы помочь, да больше нечем.
Зачем же Соединённые Штаты так упорно и последовательно отбивали у России европейский нефтегазовый рынок, о чём думали? Вероятно прежде всего думали о геополитике: как разделить Россию и Европу, как не допустить российско-германское сближение? - через разрушение экономического сотрудничества, через разрыв торговых связей. Наверно хотели и сами на этот рынок зайти со своим товаром, но не обязательно произведённым в США - они могли бы поставлять в Европу газ и нефть, добытые где угодно, но перекупленные американскими компаниями по дешёвой цене. Происхождение товара могло быть хоть ближневосточное, хоть российское - почему бы и нет, главное, чтобы основную прибыль получили американцы.
Вообще-то и Европа, и Соединённые Штаты вовсе не против получения российских энергоносителей, но на выгодных им условиях: чтобы Россия поставляла им свой товар по минимальной цене (близкой к себестоимости), а они бы его перепродавали и использовали, наживались на этом и процветали - вот тогда они все трубопроводы запустят и все поставки из России разрешат. Так газ и нефть любого происхождения превращаются в "молекулы свободы".
Возможно, на это США и рассчитывали, но сложилось иначе. Геополитическая обстановка меняется, это отражается на экономических отношениях. Россия дёшево продавать не хочет, отстаивает свои интересы и вообще ведёт себя самостоятельно. Осмелели и другие производители, былого угождения Западу больше нет. О поставках энергоресурсов теперь договориться труднее, и условия не те. Однако не только в геополитике дело, меняется и геоэкономика.
Европейский рынок традиционно считался особенно выгодным, премиальным, но теперь появились новые рынки с большими объёмами потребления и поставлять туда становится выгоднее. Вот и американские поставщики газа стали разворачивать свои газовозы от Европы в сторону Азии - с этого и началось недополучение Европой газа: из-за срыва поставок из США, а не из России! Это случилось ещё до российской активности на Украине и последовавших санкций, и российский президент ещё тогда точно подметил причину: - "европейский рынок больше не премиальный". Эту мысль он недавно повторил, и возможно здесь главная проблема Европы - теперь ей придётся конкурировать с другими рынками, весьма перспективными.
Сейчас цены на газ в Европе высоки, но они нестабильны, новый механизм ценообразования непредсказуем и это отпугивает поставщиков, которым нужно рассчитывать вдолгую, учитывая все свои расходы. Не добавляют доверия попытки произвольного установления неких ценовых "потолков" для определённых товаров. Россия уже решительно отказалась поставлять какую-либо продукцию по таким ценам, и другие поставщики едва ли согласятся.
Установившиеся теперь высокие цены на энергоносители Европе надо ещё выдержать, и тут вопрос не в бытовых неудобствах обывателей, а в рентабельности европейской промышленности - основного потребителя энергии. Если производства будут закрываться, тогда и потребление нефти и газа сильно уменьшится, и покупательная способность снизится, а значит рынок европейский станет для поставщиков менее интересен.
России в новых обстоятельствах придётся исходить не в последнюю (а может и в первую) очередь из соображений военно-политических. В условиях уже не мирных едва ли уместны поставки наших энергоресурсов в страны, которые противостоят нам, чья оборонная промышленность работает против нас. Нельзя подпитывать противника, пусть лучше поголодает, поживёт на собственных запасах, какие найдёт. Коли уж с Европой у нас не сложилось и большинство европейских стран подчиняются Соединённым Штатам, пусть их оттуда и обеспечивают.
Пребывающие в североатлантической солидарности пусть выживают за счёт своих резервов и ресурсов. Посмотрим, много ли у них тех ресурсов и чего стоит их солидарность.
Россия найдёт, куда продать свои нефть и газ - на новые перспективные рынки, и уже туда продаёт, и сможет нарастить поставки. Зависимости от европейского рынка у России нет, разрыв торговли с Европой мы переживём, а о возможном возобновлении сотрудничества в будущем точно сказал глава российского МИД Сергей Лавров в недавнем интервью Маргарите Симоньян: - он отметил, что западные партнёры испортили свою репутацию, утратили доверие и теперь сотрудничество с ними если и возобновится, то на совсем других условиях.