Как опции сервиса «Корус | Управление запасами» помогут сократить издержки в высоком сезоне — разбираемся в статье.
В календаре логистики есть периоды, когда риск дополнительных издержек выше, — начало учебного года, дни предпраздничных и сезонных распродаж и отчетности.
В это время возникает повышенный спрос на перевозки, нагрузка на цепочки поставок растет, товары задерживаются, и запасы не покрывают спрос. Бывает и наоборот: предложение значительно превышает спрос, и склад оказывается переполнен ненужными продуктами.
Справиться с пиковыми периодами в логистике помогает планирование. Важно заранее определить, сколько запасов должно быть в наличии, чтобы не терять в доходе с продаж и не тратить дополнительные средства на хранение.
Сервис «Корус | Управление запасами» предлагает 5 удобных параметров, которые помогут решить проблемы планирования в высокий сезон.
1. Сезонность
Проблема:
спрос на сезонные товары зависит от времени года и событий. Например, кроссовки для бега летом более популярны, чем зимой, а обогреватели продаются лучше в холодное время.
Чтобы корректно спрогнозировать будущий спрос и обеспечить наличие товаров на складе, нужно учесть фактор сезонности.
Решение:
рассчитать сезонность через сервис «Корус | Управление запасами» можно автоматически на основании данных о продажах товара за предыдущий год или несколько лет. Коэффициенты сезонности обновляются автоматически — регулярно и с учетом актуальных данных.
При каждой настройке группы товаров или позиции товаров можно указать колебание продаж внутри недели. Эту опцию полезно использовать, когда прослеживается существенное колебание спроса внутри недели на определенную группу товаров.
Объем поставок имеет смысл формировать с учетом этих колебаний, когда регулярность поставок меньше недели. К примеру — потребление снеков ближе к выходным заметно выше, чем в начале недели, а готовая еда для ланчей пользуется большей популярностью в будни. Коэффициенты могут рассчитываться автоматически на основании данных о продаже товара.
2. Выбросы
Проблема:
результаты прогнозирования спроса и заказа на поставку могут быть некорректными из-за атипичных продаж и маркетинговых акций. Они становятся причиной дисбаланса в общей истории продаж и искажения среднедневных показателей.
Решение:
удаление выбросов — комплекс методов и алгоритмов, позволяющих системе очищать ряды продаж. Цель этих мер — избежать искажения конечного прогноза.
При атипичных продажах поиск выбросов в сервисе «Корус | Управление запасами» ведется по критерию значимости Граббса. Атипичное значение, найденное для определенного дня, восстанавливается до средних дневных продаж, согласно выбранному методу прогноза.
Маркетинговые акции сервис «Корус | Управление запасами» учитывает как временный запланированный всплеск продаж и делает корректировку быстро и наглядно.
Удаление выбросов применимо также к оптовым продажам, тендерам, всплескам от нетипичных отклонений.
3. Учет трендов
Проблема:
нехватка товара и перезатарка могут быть прямым следствием игнорирования динамики тренда. Компании нужно отслеживать изменения уровня продаж по тренду в течение нескольких лет.
Решение:
в сервисе «Корус | Управление запасами» можно включить корректировку прогноза согласно тренду, который строится по методике Ходрика-Прескотта.
Система определяет динамику тренда — понижение или повышение — и на основании направления и скорости отклонения корректирует прогноз.
Тренд используется для следующих целей:
- визуальный анализ тенденций — при анализе продаж
- выявление перелома тренда — для системы уведомлений
- корректировка прогноза продаж будущих периодов, согласно изменению тренда
- управление запасами и планирование
Система предусматривает и ручную корректировку тренда, например, для непредвиденных случаев — открытие / закрытие магазинов конкурентов поблизости, незапланированная акция или финальная распродажа товаров. Коэффициент, на который происходит умножение прогноза продаж, задается вручную.
4. Страховой запас
Проблема:
внезапно выросший спрос и задержка товара в пути — частые риски высокого сезона. Резервный товарный запас обеспечит бесперебойную работу, если рассчитан правильно.
Решение:
пользователь сервиса «Корус | Управление запасами» может выбрать из трех методов формирования страхового запаса самый эффективный для своей ситуации:
- динамический «Макс»
Страховой запас рассчитывается автоматически при каждом формировании рекомендаций. Его размер равен максимальному отклонению от рассчитанных средних продаж за анализируемый период
- динамический «РОТОС»
Рассчитывается по методу РОТОС согласно истории продаж: чем более они неровные, тем выше будет предложенный уровень страхового запаса
- динамический «По дням»
Размер страхового запаса рассчитывается на основании сформированного прогноза продаж с учетом количества дней, на которое нужно иметь резервы.
5. Графики заказов и поставок
Проблема:
планирование заказов напрямую зависит от спроса на отдельную товарную позицию, которая должна компенсироваться за счет своевременных поставок.
Решение:
система «Корус | Управление запасами» помогает правильно сформировать графики заказов и поставок с учетом их специфических параметров, а также установить временные графики на сезонный период.
Как работать с функцией, если обычно вы не используете графики в работе?
Необходимо указать 3 параметра, влияющие на расчет:
- «Время для подготовки» — время на операционные действия: связь с поставщиком, обмен документами — и время, которое затрачивает поставщик на подготовку товара;
- «Время доставки» — время при выбранном способе доставки;
- «Период заказа» — период, для которого производится оценка потребности в товарах на будущее.
Как работать с функцией, если вы используете графики поставки?
При работе с фиксированными датами поставок и заказов сервис «Корус | Управление запасами» каждый день анализирует дату: соответствует ли она той, на которую назначено формирование заказа поставщику. На основании этого система принимает решение, необходимо ли в этот день выносить рекомендации по заказу.
В «Корус | Управление запасами» доступны 3 вида графиков: «даты», «дни недели», «чет/нечет».
- график «даты»
Используется для регулярных поставок одних и тех же товаров от постоянного поставщика в розничной торговле и при снабжении торговых точек из распределительного склада.
- график «дни недели»
На графике можно указать дни недели, когда происходит заказ, и дату ожидаемой поставки товара, оформленного в день заказа.
- график «чет/нечет» используется при регулярном заказе «через день». Можно указать день заказа товара — четный или нечетный.