Рассматривая альбомы с репродукциями средневековых алтарных картин, я еще давно обратил внимание на то, что внешние створки, которые видны, когда алтарь закрыт, расписаны, как правило, монохромно. Я думал поначалу, что это потому, что эти створки все равно мало кто видит. На деле же оказалось ровно наоборот. Алтарные створки в церквах открывали только по праздникам, так что красочные картины люди видели по особым дням, а вот скромные однотонные закрытые створки — постоянно.
И они были монохромными потому, что так лучше гармонировали со скульптурами в храме. Любой средневековый художник владел этим видом изображения. Он называется гризайль.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях
Изначально он использовал все оттенки серого, но потом стали использовать любые нейтральные цвета. Гризайль прекрасно подходит для того, чтобы имитировать на плоскости скульптурный объем. Прекрасный пример перед вами: это внешние створки алтаря Портинари, написанные Хуго ван дер Гусом в 70-е годы XV века. С первого взгляда и не скажешь, что это изображение на плоскости. Художник превосходно передал глубину пространства.
Особенность гризайля в том, что это разновидность живописи, а не графики, хотя может показаться, что мы видим рисунок. Нет, это именно живопись, и художник работал кистью. Расцвет этого вида изобразительного искусства начался в средние века, хотя и в античные времена художники использовали его. В Эпоху Возрождения, когда спрос на искусство сильно вырос, и появились многочисленные заказчики (помимо церкви), художники начали делать гризайль, чтобы показать, как будет выглядеть будущая картина. Кроме того, гризайль помогал и самому художнику в подготовке произведения. То есть, он выполнял поначалу практические функции.
Расписывать внешние створки алтарей художники тоже начали из прагматичных соображений, но вскоре гризайль стал самоценным направлением творчества. Уже с XVI века такие картины появились не только в алтарной живописи. Гризайль любил использовать, например, Рембрандт. Многие художники, специализирующиеся в росписи помещений, непременно владели этой техникой. Не потерял он своих позиций и в искусстве Нового времени, художники-реалисты и модернисты использовали его с удовольствием. Посмотрите на картину Репина, монохромный портрет его коллеги Мурашко.
На первой картинке можно видеть гризайль в исполнении Сальвадора Дали. А самой знаменитой картиной подобного рода является, конечно, «Герника» Пабло Пикассо, написанная им в 1937 году.
#искусство #культура
Читайте еще на моем канале:
Трудно поверить, что эти вещи созданы в XIX веке: удивительный дизайнер Кристофер Дрессер
В чем будущая королева Елизавета II выходила замуж за своего принца Филиппа