Найти в Дзене

Чем примечателен гризайль, как он развивался, и кто из великих художников его использовал

Рассматривая альбомы с репродукциями средневековых алтарных картин, я еще давно обратил внимание на то, что внешние створки, которые видны, когда алтарь закрыт, расписаны, как правило, монохромно. Я думал поначалу, что это потому, что эти створки все равно мало кто видит. На деле же оказалось ровно наоборот. Алтарные створки в церквах открывали только по праздникам, так что красочные картины люди видели по особым дням, а вот скромные однотонные закрытые створки — постоянно.

И они были монохромными потому, что так лучше гармонировали со скульптурами в храме. Любой средневековый художник владел этим видом изображения. Он называется гризайль.

Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях

Сальвадор Дали. "Голова Микеланджело", 1975.
Сальвадор Дали. "Голова Микеланджело", 1975.

Изначально он использовал все оттенки серого, но потом стали использовать любые нейтральные цвета. Гризайль прекрасно подходит для того, чтобы имитировать на плоскости скульптурный объем. Прекрасный пример перед вами: это внешние створки алтаря Портинари, написанные Хуго ван дер Гусом в 70-е годы XV века. С первого взгляда и не скажешь, что это изображение на плоскости. Художник превосходно передал глубину пространства.

Хуго ван дер Гус. Внешние створки алтаря Портинари, 1470-е
Хуго ван дер Гус. Внешние створки алтаря Портинари, 1470-е

Особенность гризайля в том, что это разновидность живописи, а не графики, хотя может показаться, что мы видим рисунок. Нет, это именно живопись, и художник работал кистью. Расцвет этого вида изобразительного искусства начался в средние века, хотя и в античные времена художники использовали его. В Эпоху Возрождения, когда спрос на искусство сильно вырос, и появились многочисленные заказчики (помимо церкви), художники начали делать гризайль, чтобы показать, как будет выглядеть будущая картина. Кроме того, гризайль помогал и самому художнику в подготовке произведения. То есть, он выполнял поначалу практические функции.

Илья Репин. «Портрет художника Николая Ивановича Мурашко», 1877
Илья Репин. «Портрет художника Николая Ивановича Мурашко», 1877

Расписывать внешние створки алтарей художники тоже начали из прагматичных соображений, но вскоре гризайль стал самоценным направлением творчества. Уже с XVI века такие картины появились не только в алтарной живописи. Гризайль любил использовать, например, Рембрандт. Многие художники, специализирующиеся в росписи помещений, непременно владели этой техникой. Не потерял он своих позиций и в искусстве Нового времени, художники-реалисты и модернисты использовали его с удовольствием. Посмотрите на картину Репина, монохромный портрет его коллеги Мурашко.

На первой картинке можно видеть гризайль в исполнении Сальвадора Дали. А самой знаменитой картиной подобного рода является, конечно, «Герника» Пабло Пикассо, написанная им в 1937 году.

#искусство #культура

Читайте еще на моем канале:

Трудно поверить, что эти вещи созданы в XIX веке: удивительный дизайнер Кристофер Дрессер

В чем будущая королева Елизавета II выходила замуж за своего принца Филиппа