Найти в Дзене

Эклектика в Ярославле. В извечном поиске красоты

Оглавление

Знаток русской архитектуры, академик Евгения Ивановна Кириченко (1931-2021) определяла эклектику как «классический пример стилевой системы, где частное преобладает над общим».

По её выводам, в эклектике зачастую «красивое отождествляется с богато украшенным», а гармония заменяется обилием декоративных деталей.

Вместе с тем, на исходе 19 века эклектика стала воплощением невиданного доселе демократизма, допуская любые вольности в применении декоративных форм. Это открывало безграничные возможности для творческой фантазии. В стилистике эклектики работали крупные столичные зодчие А.И Штакеншнейдер, П.П. Жако, С.М. Шустов, Р.И. Кузьмин, А.М. Болотов, С.П. Мельников, В.А. Гартман.

Арх. А.В. Иванов. Витражи церкви Андрея Критского в Ярославле. 1908
Арх. А.В. Иванов. Витражи церкви Андрея Критского в Ярославле. 1908

Примерами значительных произведений этого периода могут служить доходный дом Перлова на Мясницкой в Москве (арх. Р.И. Клейн, 1893) и дворец великого князя Александра Александровича в Санкт-Петербурге (арх. М.Е. Месмахер, 1885).

Мода на эклектику не миновала и губернский Ярославль. В архитектурном наследии города выделяется ряд интересных зданий, построенных в этом стиле, вернее, в присущем ему «разностилье».

Новое убранство в духе эклектики зачастую получали патриархальные купеческие особняки начала XIXв., а иногда даже 2-й пол. XVIIIв. Насыщенная лепнина превращала их в подобия барочных павильонов королевского дворца Сан-Суси.

Дом Петражицкого в Ярославле

Примером может служить дом по ул. Ушинского, 38/2. Его владелец, Григорий Андреевич Петражицкий (1860-1922), будучи уроженцем Полтавской губернии, в 1887 г. перебрался в Ярославль, где открыл собственное фотоателье.

Дом Г.А. Петражицкого. Конец 18 в., реконструкция 1894 г.
Дом Г.А. Петражицкого. Конец 18 в., реконструкция 1894 г.

Вскоре его заведение завоевало широкую популярность, особенно у прекрасной половины населения. Юные гимназистки и достойные дамы представали на его фотопортретах поэтическими красавицами.

Фотопортреты работы Г.В. Петражицкого https://yarwiki.ru/article/1165/petrazhickij-grigorij-andreevich
https://auction.ru/offer/jaroslavl_petrozhickij-i52129072048081.html#1
Фотопортреты работы Г.В. Петражицкого https://yarwiki.ru/article/1165/petrazhickij-grigorij-andreevich https://auction.ru/offer/jaroslavl_petrozhickij-i52129072048081.html#1

Свои услуги Петражицкий продвигал грамотно и эффективно, устраивая масштабные рекламные акции. Ему принадлежал первый в городе автомобиль. Широкий резонанс вызвало устроенное им бесплатное фотографирование узников Коровницкого тюремного замка. Тем самым, молодому фотографу удалось заручиться расположением городского начальства. Он удостоился ордена Станислава 3-й степени, в 1901 г. был избран гласным городской думы.

Рекламный проспект фотографии Г.В. Петражицкого с орденом Св. Станислава https://yarwiki.ru/article/1165/petrazhickij-grigorij-andreevich
Рекламный проспект фотографии Г.В. Петражицкого с орденом Св. Станислава https://yarwiki.ru/article/1165/petrazhickij-grigorij-andreevich

Солидные доходы позволили Петражицкому приобрести собственный дом в престижном месте – бок о бок с Волковским театром. А женитьба на воспитаннице «Болгарского» приюта Таисии Ожикалевой и рождение трех детей - Марии (1888), Бориса (1892) и Георгия (1893) подвигли счастливого фотографа на масштабную реконструкцию семейного гнезда.

Вид дома Петражицкого
Вид дома Петражицкого

В 1894 г. с разрешения городской думы над особняком постройки конца XVIII в. был возведен третий этаж с причудливой угловой башенкой – эркером.

Эркер с кариатидами
Эркер с кариатидами

А фасады здания украсила обильная лепнина с античными маскаронами, цветочными гирляндами и кариатидами.

Маскарон на доме Петражицкого
Маскарон на доме Петражицкого
Кариатиды
Кариатиды

Что сказать … Эклектика, конечно, считается стилем упадочным, подражательным и иллюзорным. Но ярославцам этот дом нравится, многие считают его одним из самых красивых в городе. Действительно, особняк Петражицкого хорошо вписался в панораму Театральной площади, настраивая на встречу прекрасным

Вид Театральной площади с домом Петражицкого
Вид Театральной площади с домом Петражицкого

Дом Андронова на Голубятной улице (ныне ул. Терешковой, 29 а)

В качестве другого примера можно привести усадебный дом купца Николая Константиновича Андронова (1855-1914), торговца листовым и катаным железом. В городе он прослыл человеком совестливым, щедрым меценатом и благотворителем.

Усадьба Н.К. Андронова в Ярославле, 1830-е гг., реконструкция 1890-х гг.
Усадьба Н.К. Андронова в Ярославле, 1830-е гг., реконструкция 1890-х гг.

Устроенная им «Андроновская» богадельня считалась одной из лучших в городе. Крупные средства выделялись на содержание сиротского приюта и обустройство глазной больницы.

Не забывал Андронов и о комфорте собственной семьи. Его стараниями старый фамильный особняк с мезонином постройки 1830-х гг. получил пышное декоративное убранство.

Фигурные консоли дома Андронова
Фигурные консоли дома Андронова

Первый этаж был отделан рельефным рустом, имитирующим кладку из гранитных блоков – «квадров». Над окнами расположились нарядные сандрики с цветочными гирляндами, а стены украсили панно в виде акантовых листьев.

В 1898 г. к главному дому был пристроен корпус, напоминающий дворцовый флигель (на снимке см. слева). Его сложно профилированный карниз опирается на ряд фигурных консолей. Высокие арочные окна изящно обрамлены растительными орнаментами.

Строение венчает аттик с ажурной решеткой и огромным маскароном в духе римских сатурналий.

Маскарон на доме Андронова
Маскарон на доме Андронова

Судьба усадьбы Андронова сложилась непросто. Ярославской общественности не раз приходилось возвышать голос в её защиту. Да и сегодня состояние флигелей и усадебных построек, примыкающих к главному дому, вызывает серьёзные опасения

Вид дома Андронова
Вид дома Андронова

Дом Кузнецова

И наконец, среди творений ярославской эклектики есть памятник выдающийся, достойный пристального внимания. Речь о доме купца Василия Яковлевича Кузнецова (1833-1901) на Волжской набережной (д. № 17/1).

Дом В.Я. Кузнецова в Ярославле. 1893 г.
Дом В.Я. Кузнецова в Ярославле. 1893 г.

Особняк, возведенный в 1893 г., представляет собой оригинальную трактовку стиля ренессансного палаццо. Об этом свидетельствует руст, покрывающий стены по всей высоте. Стрельчатые оконные обрамления также составлены из рустованных «квадров». Их очертания похожи на триаду флорентийского палаццо Угуччони (Palazzo Uguccioni)

Арочные окна дома Кузнецова
Арочные окна дома Кузнецова
Стрельчатая триада палаццо Угуччони во Флоренции https://fr.wikipedia.org/wiki/Fichier:Firenze_Palazzo_Uguccioni.jpg
Стрельчатая триада палаццо Угуччони во Флоренции https://fr.wikipedia.org/wiki/Fichier:Firenze_Palazzo_Uguccioni.jpg

А ворота усадьбы Кузнецова напоминают каменные арки палаццо Медичи-Риккарди.

Ворота усадьбы
Ворота усадьбы
Вид палаццо Медичи-Риккарди https://chenarch.com/Lecture-05.html
Вид палаццо Медичи-Риккарди https://chenarch.com/Lecture-05.html

При том, облик строения весьма гармоничен. Лепной декор представлен пояском, окружающим дом на уровне карниза. Небольшой ризалит (выступ на фасаде) завершается изящным аттиком с часами.

Вид дома Кузнецова
Вид дома Кузнецова

Многое выдаёт здесь руку незаурядного мастера. Неизвестный зодчий не стремился скрупулезно копировать ренессансную архитектуру, в отличие от автора известного Владимирского дворца в Санкт-Петербурге. Как известно, последний был построен в 1867-1868 гг. по проекту зодчего А.И. Резанова. Но автором ярославского памятника он быть никак не мог, поскольку умер в 1887 г.

Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции, архитектор Микелоццо ди Бартоломео, 1444-1460 гг. https://advasar.com/wp-content/uploads/2010/12/bank-medichi.jpg Дворец великого князя Владимира Александровича в Санкт-Петербурге, архитектор А. Резанов, 1867-1868 https://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g298507-d3766800-Reviews-Grand_Duke_Vladimir_Palace-St_Petersburg_Northwestern_District.html
Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции, архитектор Микелоццо ди Бартоломео, 1444-1460 гг. https://advasar.com/wp-content/uploads/2010/12/bank-medichi.jpg Дворец великого князя Владимира Александровича в Санкт-Петербурге, архитектор А. Резанов, 1867-1868 https://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g298507-d3766800-Reviews-Grand_Duke_Vladimir_Palace-St_Petersburg_Northwestern_District.html

Считается, что в основу строения положен особняк начала 19 века. Участок земли на Волжской набережной был куплен Кузнецовым у купца Друженкова вместе со старым каменным домом и рядом усадебных построек. Источники сообщают лишь о разборке ветхих служб.

И по всему, В.Я. Кузнецов обладал хорошим вкусом, поскольку не прельстился безудержным украшательством своего дома. Родился он в семье небогатых мещан г. Нерехты, в детстве был отдан мальчиком на побегушках в москательную лавку купца Барсова.

Дом Кузнецова на Волжской набережной Ярославля
Дом Кузнецова на Волжской набережной Ярославля

Перебравшись в Ярославль, расторопный юноша удачно женился на дочери купца Сущева, получив за ней богатое приданное. В 1873 г. он значился уже купцом 2-й гильдии, а вскоре 1-й гильдии. В его руках сосредоточилась значительная часть оптовой торговли чаем и сахаром в Ярославской и Костромской губерниях.

Своих детей у Кузнецова не было. Наследство он завещал двум племянникам, которых воспитывал в своём доме. Один из них, Василий Платонович Кузнецов, впоследствии стал основателем кондитерской фабрики «Бельфор» в Ярославле. Предприятие успешно работало до начала 2000-х годов, но потом обанкротилось.

Сегодня в доме Кузнецова располагается музей истории Ярославля

P.S. Продолжение темы будет в следующих статьях

Северный фасад дома Кузнецова
Северный фасад дома Кузнецова