Знаток русской архитектуры, академик Евгения Ивановна Кириченко (1931-2021) определяла эклектику как «классический пример стилевой системы, где частное преобладает над общим».
По её выводам, в эклектике зачастую «красивое отождествляется с богато украшенным», а гармония заменяется обилием декоративных деталей.
Вместе с тем, на исходе 19 века эклектика стала воплощением невиданного доселе демократизма, допуская любые вольности в применении декоративных форм. Это открывало безграничные возможности для творческой фантазии. В стилистике эклектики работали крупные столичные зодчие А.И Штакеншнейдер, П.П. Жако, С.М. Шустов, Р.И. Кузьмин, А.М. Болотов, С.П. Мельников, В.А. Гартман.
Примерами значительных произведений этого периода могут служить доходный дом Перлова на Мясницкой в Москве (арх. Р.И. Клейн, 1893) и дворец великого князя Александра Александровича в Санкт-Петербурге (арх. М.Е. Месмахер, 1885).
Мода на эклектику не миновала и губернский Ярославль. В архитектурном наследии города выделяется ряд интересных зданий, построенных в этом стиле, вернее, в присущем ему «разностилье».
Новое убранство в духе эклектики зачастую получали патриархальные купеческие особняки начала XIXв., а иногда даже 2-й пол. XVIIIв. Насыщенная лепнина превращала их в подобия барочных павильонов королевского дворца Сан-Суси.
Дом Петражицкого в Ярославле
Примером может служить дом по ул. Ушинского, 38/2. Его владелец, Григорий Андреевич Петражицкий (1860-1922), будучи уроженцем Полтавской губернии, в 1887 г. перебрался в Ярославль, где открыл собственное фотоателье.
Вскоре его заведение завоевало широкую популярность, особенно у прекрасной половины населения. Юные гимназистки и достойные дамы представали на его фотопортретах поэтическими красавицами.
Свои услуги Петражицкий продвигал грамотно и эффективно, устраивая масштабные рекламные акции. Ему принадлежал первый в городе автомобиль. Широкий резонанс вызвало устроенное им бесплатное фотографирование узников Коровницкого тюремного замка. Тем самым, молодому фотографу удалось заручиться расположением городского начальства. Он удостоился ордена Станислава 3-й степени, в 1901 г. был избран гласным городской думы.
Солидные доходы позволили Петражицкому приобрести собственный дом в престижном месте – бок о бок с Волковским театром. А женитьба на воспитаннице «Болгарского» приюта Таисии Ожикалевой и рождение трех детей - Марии (1888), Бориса (1892) и Георгия (1893) подвигли счастливого фотографа на масштабную реконструкцию семейного гнезда.
В 1894 г. с разрешения городской думы над особняком постройки конца XVIII в. был возведен третий этаж с причудливой угловой башенкой – эркером.
А фасады здания украсила обильная лепнина с античными маскаронами, цветочными гирляндами и кариатидами.
Что сказать … Эклектика, конечно, считается стилем упадочным, подражательным и иллюзорным. Но ярославцам этот дом нравится, многие считают его одним из самых красивых в городе. Действительно, особняк Петражицкого хорошо вписался в панораму Театральной площади, настраивая на встречу прекрасным
Дом Андронова на Голубятной улице (ныне ул. Терешковой, 29 а)
В качестве другого примера можно привести усадебный дом купца Николая Константиновича Андронова (1855-1914), торговца листовым и катаным железом. В городе он прослыл человеком совестливым, щедрым меценатом и благотворителем.
Устроенная им «Андроновская» богадельня считалась одной из лучших в городе. Крупные средства выделялись на содержание сиротского приюта и обустройство глазной больницы.
Не забывал Андронов и о комфорте собственной семьи. Его стараниями старый фамильный особняк с мезонином постройки 1830-х гг. получил пышное декоративное убранство.
Первый этаж был отделан рельефным рустом, имитирующим кладку из гранитных блоков – «квадров». Над окнами расположились нарядные сандрики с цветочными гирляндами, а стены украсили панно в виде акантовых листьев.
В 1898 г. к главному дому был пристроен корпус, напоминающий дворцовый флигель (на снимке см. слева). Его сложно профилированный карниз опирается на ряд фигурных консолей. Высокие арочные окна изящно обрамлены растительными орнаментами.
Строение венчает аттик с ажурной решеткой и огромным маскароном в духе римских сатурналий.
Судьба усадьбы Андронова сложилась непросто. Ярославской общественности не раз приходилось возвышать голос в её защиту. Да и сегодня состояние флигелей и усадебных построек, примыкающих к главному дому, вызывает серьёзные опасения
Дом Кузнецова
И наконец, среди творений ярославской эклектики есть памятник выдающийся, достойный пристального внимания. Речь о доме купца Василия Яковлевича Кузнецова (1833-1901) на Волжской набережной (д. № 17/1).
Особняк, возведенный в 1893 г., представляет собой оригинальную трактовку стиля ренессансного палаццо. Об этом свидетельствует руст, покрывающий стены по всей высоте. Стрельчатые оконные обрамления также составлены из рустованных «квадров». Их очертания похожи на триаду флорентийского палаццо Угуччони (Palazzo Uguccioni)
А ворота усадьбы Кузнецова напоминают каменные арки палаццо Медичи-Риккарди.
При том, облик строения весьма гармоничен. Лепной декор представлен пояском, окружающим дом на уровне карниза. Небольшой ризалит (выступ на фасаде) завершается изящным аттиком с часами.
Многое выдаёт здесь руку незаурядного мастера. Неизвестный зодчий не стремился скрупулезно копировать ренессансную архитектуру, в отличие от автора известного Владимирского дворца в Санкт-Петербурге. Как известно, последний был построен в 1867-1868 гг. по проекту зодчего А.И. Резанова. Но автором ярославского памятника он быть никак не мог, поскольку умер в 1887 г.
Считается, что в основу строения положен особняк начала 19 века. Участок земли на Волжской набережной был куплен Кузнецовым у купца Друженкова вместе со старым каменным домом и рядом усадебных построек. Источники сообщают лишь о разборке ветхих служб.
И по всему, В.Я. Кузнецов обладал хорошим вкусом, поскольку не прельстился безудержным украшательством своего дома. Родился он в семье небогатых мещан г. Нерехты, в детстве был отдан мальчиком на побегушках в москательную лавку купца Барсова.
Перебравшись в Ярославль, расторопный юноша удачно женился на дочери купца Сущева, получив за ней богатое приданное. В 1873 г. он значился уже купцом 2-й гильдии, а вскоре 1-й гильдии. В его руках сосредоточилась значительная часть оптовой торговли чаем и сахаром в Ярославской и Костромской губерниях.
Своих детей у Кузнецова не было. Наследство он завещал двум племянникам, которых воспитывал в своём доме. Один из них, Василий Платонович Кузнецов, впоследствии стал основателем кондитерской фабрики «Бельфор» в Ярославле. Предприятие успешно работало до начала 2000-х годов, но потом обанкротилось.
Сегодня в доме Кузнецова располагается музей истории Ярославля
P.S. Продолжение темы будет в следующих статьях