Европа находится в ожидании рецессии: как в ЕС намерены зимовать - в материале РИА Новости.
В декабре инфляция в еврозоне может превысить десять процентов. А в следующем году крупнейшие банки ждут резкого снижения темпов роста экономики, или рецессии. ЕЦБ уже повысил базовую ставку до исторического максимума, но признал, что не способен остановить взлет цен. О последствиях кризиса для Европы — в материале корреспондента РИА Новости Натальи Дембинской.
Рекордный уровень
По данным Eurostat, годовая инфляция в 19 странах еврозоны в августе ускорилась до рекордных 9,1 процента, обновив исторический максимум. Наибольший вклад внесло резкое подорожание энергоносителей и продовольствия. В энергетическом секторе цены поднялись на 38,3 процента. Продукты, алкоголь и табак прибавили 10,6. Неэнергетические промышленные товары, такие, как одежда, бытовая техника и автомобили, — 5, услуги — 3,8.
В Германии — крупнейшей экономике Европы — инфляция в августе в годовом выражении достигла 8,8 процента. Это рекорд почти за полвека.
Самые плохие результаты в Эстонии (25,2 процента), Литве (21,1) и Латвии (20,8). За пределами ЕС ситуация не лучше: в Великобритании — 40-летний максимум, 10,1 в июле, сообщает Организация национальной статистики (ONS).
Золотое электричество
Как следует из обзора аналитической компании Rystad Energy, среднемесячная стоимость электроэнергии в Европе в августе — максимальная за всю историю наблюдений. Причина та же: резкое подорожание газа.
"Августовские цены побили рекорд на всех основных европейских рынках", — указывает представитель компании Фабиан Реннинген.
По данным Rystad, хуже всего в Италии, Франции, Германии и Великобритании. Так, в Италии среднемесячная спотовая стоимость превысила 500 евро за мегаватт-час, а оптовая на следующий год во Франции и Германии — 1000.
В Британии попытались ввести потолок цен для поставщиков электроэнергии, но это не помогло. По прогнозам аналитиков, большинству британских домохозяйств электричество теперь обойдется в 4136 евро в год, а при пессимистичном сценарии — в 7090. В феврале было две тысячи, и уже это в британском правительстве называли финансовым ударом по населению.
Ставка не работает
Инфляция в еврозоне ускоряется три квартала подряд, каждый месяц устанавливая новый абсолютный рекорд. Поэтому в конце июля Европейский центральный банк (ЕЦБ) впервые в истории повысил базовую ставку сразу на 0,75 базового пункта — до 1,25 процента.
Как сообщает Reuters, ЕЦБ может поднять ставку до двух процентов и выше. По мнению президента Германского федерального банка (Бундесбанка) и члена совета управляющих ЕЦБ Йоахима Нагеля, инфляция в еврозоне достигнет пика в декабре — больше десяти процентов.
Регулятор признал: справиться монетарными мерами с ценами не получится, поскольку невозможно повлиять на котировки энергоресурсов. Повышение ставки лишь увеличит стоимость заимствований, снизит потребительскую активность и, как следствие, замедлит экономику.
"Я не в состоянии сделать энергоносители дешевле и убедить крупных игроков мирового рынка уменьшить цены на газ, — заявила президент ЕЦБ Кристин Лагард. — Я не могу реформировать рынок электроэнергии. Хорошо, что Европейская комиссия предпринимает шаги в этом направлении, потому что денежно-кредитная политика здесь бессильна".
По ее словам, если голубое топливо продолжит дорожать, кризиса не миновать.
Рецессия неизбежна
Экономисты предсказывают спад в Германии, Италии, Центральной и Восточной Европе, поскольку высокие цены на энергоносители подрывают покупательную способность населения. По оценкам JP Morgan Сhase, в четвертом квартале года ВВП еврозоны сократится на 2-2,5 процента, в отдельных странах — на три.
"Индексы показывают, что Европа вступает в рецессию раньше, чем мы думали, причем во главе с крупнейшей экономикой континента — Германией. Уже ясно, что спад будет продолжительным", — отмечают эксперты канадского Royal Bank.
Как подчеркивает The Economist, глубина спада во многом зависит от европейских политиков. Пока от идеи ограничения стоимости российского газа они не отказываются, но единства нет.
Пятнадцать стран ЕС поддержали потолок цен, однако всего три требуют его только для России. Еще три не определились и хотели бы провести долгосрочные проверки экономической устойчивости. Пять государств либо против, либо нейтральны.
Вместе с тем, как пишет The Guardian, рассматривают и альтернативные меры. В частности, налог на сверхприбыль для европейских энергокомпаний — чтобы направить дополнительные средства на смягчение последствий энергетического кризиса.