Найти тему

О бане, банниках и русалках

Наверное, добрая половина молодежи, живущей сегодня в городах и пользующейся всеми благами «квартирной» цивилизации, в бане ни разу и не были. А между тем, баня и ее посещение для русского человека – целое искусство, можно сказать, культ.

Чем дальше забираешься в глубинку, тем больше интересного узнаешь о русской бане, без которой наши предки и многие нынешние жители себя не мыслят. Здесь, кстати, можно было бы развернуть дискуссию на тему «немытой России» и утонченной европейской знати, нередко пользовавшейся вместо мытья духами, но не будем так углубляться в исторические подробности, а вернемся к нам, в Чкаловский район (ныне г.о.г. Чкаловск), в село Соломаты и его округу.

-2

Бани в здешних местах строились «по-белому» и «по-черному», зимние бани – у двора или прямо во дворе, летние бани – по берегам речки или оврага с ключиком. Фундамент делали из камней, заливали цементом, так деревенская баня была прочнее и долговечнее. Стены бани традиционно возводили из ели или сосны. Жительница села Соломаты Круглова Александра Михайловна, 1935 года рождения, вспоминала:

-3

Именно за счет особых свойств дерева и правил сложения венцов сруба, русская деревенская баня была очень теплой и обладала целебной силой. На полу в бане делали дыры, чтобы вода стекала под пол в ямину, так хранили полы. Крыши покрывали дранкой, сейчас кроют шифером или железом.

Круглова А.М.:

-4

Главной в бане является печь-каменка. Делали ее справа от входа, за ней строили настил-полок, на котором парились.

На каменку клали круглые камни-валуны. По словам местных жителей, камни надо было класть обязательно розовые, светлые, и ни в коем случае, не зеленые, иначе можно угореть(отравиться угарным газом). Воду грели в печке большим чугуном, потом стали варить железные коробки (ёмкости для нагрева воды).

Воды требовалось много, т.к. семьи были большие. Под полком, если не сидела скотина, ставили бочки с холодной водой. Баня была и для скотины. Под полком держали маленьких ягнят и телят. Их поили оставшейся теплой водой.Сейчас стали строить бани с железной печкой.

В бане обязательно была скамейка, три-четыре маленьких табуреточки, когда мылись, сидели на них, иногда ставили шайку с водой или ушат(ушат – низкая емкость большого объема, имеющая две ручки – «уши», шайка – небольшой сосуд с одной ручкой). Прежде чем мыться в бане, хозяйка прибиралась в ней, промывала голико́м(веником без листьев) и набитым красным кирпичом пол, становилось свежо и чисто.

Мыло «Земляничное» появилось в советское время, а раньше волосы мыли ще́локом, который готовился так: насыпали в тазик древесной золы, заливали кипятком, долго размешивали, давали настояться, потом сливали и мыли ей голову. Говорят, волосы так чисто промывались, что скрипели в руках.

Мочалки были из натурального сырья.

Круглова А.М.:

-5

Воду из шайки брали ковшиком. Такие ковши, большие и маленькие, ковали в кузнице из железа.

Главным атрибутом русской бани является веник. В семьях парились все. Запаривали по два веника. Вязали их летом, когда у березы по словам старожилов«листок мяхкий, не грубой». Вязали и липовые, и дубовые. А еще у нас любили веники из можжевельника. Если болит спина, нет лучшего средства, чем попариться таким веничком. Водой из-под запаренного можжевелового веника плескали на каменку для целебного аромата.

Круглова А.М.:

-6

Особого порядка посещения бани не было, однако в первую очередь мыться шли молодые, а уж потом – родители.

В банях стирали белье, т.е.бучили.

Круглова А.М.:

-7

Раньше многие умели класть печи в бане. Часто это делал или сам хозяин или нанимали специального человека. В деревне их называли печекладами. Мастерами печного дела были: Колька Гусев (по прозвищу Шамиль), Аршин Александр из д.Морозово, Плешивцев Андрей из д.Чумичи, Никитин Михаил Терентьевич из д.Шишкино, в д.Соломатах – Арсентьев Василий Федорович.

В нашей местности все бани раньше топились «по-черному». Однако от таких бань в деревне часто случались пожары. Стали строить бани «по-белому», с печной трубой, через которую выходит дым. А летние бани, которые, как мы помним, строятся у речки, все топятся «по-черному». Они находятся далеко от постороек, даже если и загорится, то рядом вода, да и дома далеко, не сгорят. Главной особенностью бани «по-черному» является отсутствие у печки трубы для выхода дыма, весь дым выходит наружу только через приоткрытые двери. После того как камни на каменке раскалятся, в бане станет тепло, дым и угарный газ выгоняют паром, иногда на каменку для этого плещут квас, настой от веника, травяной настой. Потом баню «скутывают»(закрывают заслонку в печной трубе), закрывают дверь и ждут, когда можно идти мыться. Из бани выходили чистые, не в саже. Деревенские жители говорят, что в белой бане нет того аромата, как в бане «по-черному», построенной в соответствие с заветами предков.

С баней связано много поверий. Говорят, что в нетопленой бане живет банник – невидимый дух, принимающий облик маленького старичка с большой головой и зеленой бородой. Иногда он шумит, бросает ковшик, рычит или мычит. Банник живет за печкой или под полком, любит пугать женщин, жутко храпя, иногда выдает себя свистом, хохотом, плачем. Любит банник жить и под порогом бани. Было такое правило: нельзя не только сидеть или стоять на пороге бани, но нужно было перешагнуть его, не задевая. Нельзя нарушать покой духа бани, приходя мыться поздно вечером или ночью. Строя баню, хозяин «договаривался» с банником о правилах ее посещения.

В баню, если припозднился, по мнению местных жителей, надо ходить с молитвой. Многие утверждали, что видели около летних бань у воды русалок.

Про баню можно рассказывать еще долго, ведь это неотъемлемая часть русского быта, она считалась хранительницей «живой» воды и здоровья, ведь не зря же говорят, вымоешься в бане – словно заново родишься. Этот маленький загадочный домик несет человеку не только чистоту человеческому тела, но и поднятие духа. Национальные традиции, обряды, поверья – все это в течение множества лет связано с русской баней.

Стилистика речи, говор местных жителей сохранены в оригинале.

Материал для статьи представлен членами детского экологического клуба «Муравейник» (руководитель Рекушина Татьяна Александровна, ведущий библиотекарь Соломатовской сельской библиотеки), членами школьного этнографического клуба «Родничок» (руководитель Карпова Нина Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы Соломатовской школы).