5,2K подписчиков

1940. Последняя возможность боя в одиночку. Gloster Gladiator Mk.II (Lindberg 1/48)

1,7K прочитали

К концу 30-х годов бипланная схема практически достигла совершенства (с учетом доступных в то время технологий, конечно). Предвоенные бипланы были элегантны, красивы и эстетически совершенны. Невероятно маневренные и вполне современные с конструктивной точки зрения (закрытые кабины, убирающиеся шасси, безрасчалочные бипланные коробки, протектированные баки и т.д.), они уступали монопланам в главном – в скорости. Создаваемое парой крыльев аэродинамическое сопротивление не позволяло соперничать с монопланами в скорости горизонтального полета, зато однокрылые «утюги» мало что могли противопоставить бипланам в бою на виражах.

Во второй половине 30-х ведущие ВВС мира получили на вооружение последние самолеты бипланной схемы – конструкторы «выжали» из нее всё, до последней капли. Это была лебединая песнь романтической эры авиации.

Среди бипланов «последнего призыва» (к числу которых относятся советский И-153, итальянский CR.42, американский Grumman F3F, чехословацкий Avia B-534 и т.д.) «Гладиатор» был одним из наиболее совершенных. Увы, эпоха, символом и героем которой стал «глостер», стремительно уходила, и на полотняные крылья «глостера» выпала непосильная ноша.

...Квейль окинул взглядом свое звено... Его глаз никак не мог привыкнуть к внешнему виду камуфлированных «Гладиаторов», — они казались более короткими и более грозными. Он никак не мог свыкнуться с мыслью, что такие бипланы, как «Гладиатор», принимают участие в современной войне. Скорее по счастливой случайности, чем по заранее рассчитанному плану, в Египте оказалось довольно много «Гладиаторов», когда Италия вступила в войну. И по счастливой же случайности истребитель, на который возлагали свои надежды итальянцы, оказался двойником «Гладиатора». Фиат «КР—42» тоже был биплан, с такой же маневренностью, как и «Гладиатор», с предельной скоростью пикирования около трехсот миль в час, что лишь не намного превышало скорость «Гладиатора». «Харрикейны» обладали слишком большой скоростью и недостаточной маневренностью, чтобы сбивать «КР—42». А итальянский соперник «Харрикейна», «Г-50», обладал слишком большой скоростью и недостаточной маневренностью, чтобы сбивать «Гладиаторы».
Джеймс Олдридж «Дело чести»
Прототип
Прототип

…В 1930 году Министерство авиации Великобритании обнародовало задание на разработку нового самолета-истребителя, способного развивать скорость не менее 400 км/ч, высокоманевренного, и вооруженного не менее, чем четырьмя пулеметами винтовочного калибра. Компания Gloster Aircraft Company разработала по этой спецификации (F.7/30) прототип Gloster SS.37, представлявший собой развитие Gloster Gauntlet (от серийных «гладиаторов» его отличала открытая кабина). SS.37 впервые поднялся в воздух 12 сентября 1934 года и развил лишь 390 км/ч. Самолету явно не хватало мощности: первоначально установленный на него Bristol Mercury IV развивал лишь 530 л.с., но и после его замены на Mercury VIS (645 л.с.) скорость едва дотягивала до 400 км/ч. Этот показатель так разочаровал заказчика, что на доводку и испытания прототипа ушло больше года. Лишь после установки Mercury VIIIA (830 л.с.) скорость удалось поднять до 413 км/ч, и в 1936 году Министерство Авиации заказало опытную партию из 23 машин. Первые серийные истребители были приняты на вооружение и поступили в части RAF в феврале 1937 года.

Mercury VIIIA
Mercury VIIIA

Конструкция «Гладиатора» была довольно традиционной: металлический каркас с полотняной обшивкой. Радиальный девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения вращал двухлопастной винт фиксированного шага (на Mk.II – трехлопастной). На машинах опытной партии вооружение состояло из двух 7,7-мм пулеметов Vickers Mk.V в фюзеляже и двух Lewis в подкрыльевых обтекателях; в серии их заменили на четыре Browning 1919.

Дальнейшее совершенствование конструкции шло в направлении большей универсализации самолета и приспособлению его к различным климатическим условиям. В «пустынной» версии в закабинном пространстве стали размещать неприкосновенный аварийный запас воды и пищи. «Гладиатор» получил новую приборную панель, электрический стартер и более совершенные колесные тормоза.

Кокпит "Гладиатора"
Кокпит "Гладиатора"

Последнее было критически важно, поскольку самолет, прекрасно «сидевший в воздухе», на взлете и посадке превращался в необъезженную лошадь, норовившую дать «козла» или вовсе скапотировать. Особенно худо было с посадками при сильном боковом ветре: пилоты то и дело цепляли законцовками крыла землю. Министерству ВВС даже пришлось заказать дополнительно 28 машин для восполнения потерь.

Однако опытным пилотам «Гладиатор» безоговорочно нравился. Он был быстр (для биплана), маневрен и исключительно устойчив как оружейная платформа. Прицеливание на нем не требовало постоянного подруливания или работы газом – просто, как в тире. Никакой борьбы пилота с самолетом.

Sea Gladiator Mk.I
Sea Gladiator Mk.I

На истребитель обратили внимание морские летчики: самолет показался им весьма подходящим для авианосного базирования. После усиления шасси, установки посадочного гака и перекалибровки спидометра в узлы «Гладиатор» стал «Си гладиатором».

Первой приняла на вооружение «Си гладиаторы» 801-я истребительная группа, базировавшаяся на авианосце HMS Courageos, - всего за четыре месяца до начала Второй мировой войны.

«Гладиаторы» были способны сбивать только «КР—42». Одиночному «Гладиатору» редко удавалось сбить бомбардировщик, разве только представлялась возможность два-три раза атаковать врага, что случалось не часто. Больше шансов было, когда целая эскадрилья или звено истребителей поочередно атаковали один и тот же летящий в строю бомбардировщик; тогда можно было попасть в пилота или в мотор, но только на близком расстоянии. Четыре 7,7-миллиметровых пулемета «Гладиатора» били на короткую дистанцию, — не больше пятисот ярдов, — и давали небольшой сноп огня. Такими же свойствами отличался и «КР—42». Оба самолета годились только для того, чтобы сбивать друг друга — вот и все. Они должны были быстро сойти со сцены, как сошли «Фэйри-Баттлы» после крушения Франции.
Джеймс Олдридж «Дело чести»

Уже в ноябре 1937 года «глостеры» пошли на экспорт: 40 истребителей получило гоминьдановское правительство Китая, ведшего кровопролитную войну с Японией. Пока готовили китайских пилотов, несколько машин расколотили в хлам (сказалась норовистость на взлете-посадке). Впоследствии, летая на «гладиаторе», американец китайского происхождения Артур Тьен Чин одержал 6,5 победы из общего числа своих 8,5 и стал первым американским асом Второй мировой войны. Появление над полем боя японских Мицубиси A6M «Зеро» поставило жирную финальную точку в карьере китайских «глостеров»: превосходство новых японских истребителей оказалось тотальным.

Артур Чин (справа) на фоне И-152
Артур Чин (справа) на фоне И-152

Всего на экспорт было поставлено 180 «гладиаторов» обеих модификаций. Помимо Китая, их получили ВВС Норвегии, Бельгии, Латвии, Литвы, Ирландии, Греции, Португалии, Египта, Южно-Африканского Союза, Ирака. В Швеции «глостеры» стали основой истребительной авиации: в ВВС этой скандинавской страны имелся 51 «гладиатор».

Финский "Гладиатор" на базе в Йоэнсуу
Финский "Гладиатор" на базе в Йоэнсуу

Во время советско-финской войны ВВС Финляндии получили 30 истребителей Gloster Gladiator Mk.II из Великобритании. Десять самолетов были подарены, а 20 Финляндия купила; все они приняли самое активное участие в боевых действиях. К моменту объявления перимирия в строю оставалось только 16 машин, из которых 6 требовали заводского ремонта. Участвовали «глостеры» и в «войне-продолжении», выполняя боевые вылеты вплоть до мая 1944 г., правда, в летном состоянии к тому времени оставались лишь пять машин.

Когда 3 сентября 1939 года Великобритания объявила войну Германии, в составе RAF было 8 истребительных эскадрилий, вооруженных 114 «гладиаторами». В первый же день немецкого наступления (10 мая 1940) их пилоты заявили о пяти победах, а впоследствии – еще о нескольких десятках (точное число установить невозможно, поскольку архивы были утрачены при эвакуации из Дюнкерка). Матчасть была практически полностью утрачена в ходе боев.

"Гладиаторы" и их пилоты во Франции
"Гладиаторы" и их пилоты во Франции

8 апреля 1940 года Германия начала операцию по захвату Норвегии. К этому моменту норвежские ВВС располагали семью «гладиаторами»; в первый день вторжения они сбили пять немецких самолетов при потере одного своего. Еще два «глостера» были уничтожены на земле. 24 апреля на помощь норвежцам прибыла 263-я эскадрилья RAF.

Едва перелетев с авианосца HMS Glorious на взлетно-посадочную полосу на замерзшем озере Лесьяскогсватнет в Оппланде в центральной части южной Норвегии, англичане попали под удар «хейнкелей-111». Поскольку в эскадрилье практически не было еще наземного персонала, она не была готова к бою; трое пилотов при этом налете погибли, четыре самолета сгорели. Уже к вечеру 26 апреля немцы ценой потери двух He111 добили оставшихся, и уцелевшим британским летчикам ничего не оставалось, как собираться домой.

Норвежский "Гладиатор" на лыжном шасси
Норвежский "Гладиатор" на лыжном шасси

Эскадрилью вывели в Англию, перевооружили на 18 «Гладиаторов» Mk.II, и 21 мая снова направили в Норвегию, в район Нарвика, на аэродром Бардуфосс. За 15 дней 263-я эскадрилья совершила 249 боевых вылетов и заявила 26 побед. Не провоевав и трех недель, остатки 263-й эвакуировались ввиду стремительного приближения немцев. 10 уцелевших самолетов без происшествий перелетели на британский авианосец «Глориес», что говорит о выучке пилотов. Но уже на следующий день немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» отправили авианосец на дно вместе с «гладиаторами» и их героическими экипажами.

Норвежская кампания недвусмысленно дала понять, что век истребителей-бипланов окончен. Они с трудом догоняли даже тихоходные He111, а о том, чтобы навязать бой «мессершмитам», просто не могло быть и речи. Но если противник располагал машинами того же класса, что и «гладиаторы», исход получался иным.

К концу 30-х годов бипланная схема практически достигла совершенства (с учетом доступных в то время технологий, конечно). Предвоенные бипланы были элегантны, красивы и эстетически совершенны.-10

В 1940 году английским войскам в Северной Африке противостояли итальянские Regia Aeronautica - королевские ВВС, многочисленные, но далеко не столь современные, как Люфтваффе. 33-я истребительная эскадрилья RAF открыла счет 14 июня 1940 года, сбив итальянские Caproni Ca 310 и Fiat CR.32. Свой первый «Гладиатор» она потеряла пять дней спустя в бою с Fiat CR.42 Falco. Размен в примерном соотношении один к двум продолжался до октября 1940 года, когда эскадрилью перевооружили на "Харрикейны". За первые шесть недель англичанами было заявлено 38 воздушных побед и 20 уничтоженных на земле итальянских самолетов.

Наиболее известным пилотом «гладиатора» на этом театре военных действий стал южноафриканец Мармадьюк «Пэт» Пэттл, - к осени 1940 года, когда 80-ю и 11-ю скадрильи перебросили в Грецию, на его счету было 4 достоверно сбитых и один поврежденный; а всего на этом типе самолетов Пэттл достоверно сбил 15 итальянских аэропланов, и 5 – повредил.

Мармадьюк Пэттл (слева)
Мармадьюк Пэттл (слева)

События, связанные с пребыванием английских «гладиаторов» в Греции, описаны в романе «Дело чести» (Signed with Their Honour) классика английской литературы Джеймса Олдриджа (больше известного у нас по фильму «Последний дюйм», снятому по его рассказу).

— Мы получили приказ вернуться в Афины, — сказал Хикки в раздумье. — Немцев ждут со дня на день. «Харрикейны» уже вылетели в Салоники.
— А зачем нам возвращаться в Афины?
— Не знаю. Здесь нас немцы просто искрошат. Шесть «Гладиаторов».
— Получим мы подкрепление?
Они обсуждали вопрос спокойно и деловито.
— Вряд ли. Похоже, что «Гладиаторам» пришел конец.
— Ты хочешь сказать, что нам дадут «Харрикейны»?
— Вероятно, — сказал Хикки. — Знаешь, Джон, я буду жалеть.
— Что ты! Почему?
— И ты пожалеешь. «Харрикейн» — весь скорость и никакой акробатики. В глазах темнеет при каждом вираже, и нужна целая миля, чтобы сделать петлю.
— Не будь романтиком. «Гладиаторы» отжили свой век.
— Верно, — сказал Хикки. — Но ты не хуже меня знаешь, что «Гладиатор» — последняя возможность боя в одиночку. Я люблю такой бой. А на «Харрикейне» чувствуешь себя вроде второго пилота на бомбардировщике.
— Да, пожалуй, — согласился Квейль.
Джеймс Олдридж «Дело чести»

В Греции окончательно стало ясно, что «гладиаторы» способны бороться только с итальянскими «фалько» или еще менее современными машинами. К концу декабря английские пилоты заявили 40 воздушных побед при потере восьми своих истребителей. Впрочем, когда впереди замаячила угроза вторжения в Грецию немецких войск, что означало столкновение в воздухе с «мессершмиттами», британцы поскорее сплавили оставшиеся «гладиаторы» грекам и эвакуировались в Египет. В апреле 1941 года все греческие истребители этого типа были сожжены немцами на земле. Однако у полотняных бипланов был и свой "звездный час". 11 июня ВВС Италии начали воздушное наступление на Мальту.

Мальта оставалась единственной военной базой союзников между Гибралтаром и Александрией. Благодаря своему расположению этот клочок суши (27 на 14 км) - англичане в обиходе называют его просто «скала» - стал для немцев и итальянцев настоящей занозой в заднице.

К концу 30-х годов бипланная схема практически достигла совершенства (с учетом доступных в то время технологий, конечно). Предвоенные бипланы были элегантны, красивы и эстетически совершенны.-12

В июне 1940 года население острова насчитывало около 250 000 человек, из которых англичане составляли менее десяти тысяч. При этом на совсем уж крохотном участке территории в районе Валетты площадью 1,3 кв.км проживало 28 000 человек. Здесь были расположены гавань, Мальтийская верфь и Адмиралтейство, и именно эти районы подверглись самым сильным, продолжительным и методичным бомбардировкам во Второй мировой войне.

Строго говоря, перед войной британское командование вообще не планировало оборонять остров, и даже перевело отсюда в Каир штаб Средиземноморского флота. В мае 1940 года ​​премьер-министр Франции Поль Рейно даже предлагал (в числе некоторых других территорий) передать Мальту итальянцам при условии их невступления в войну; Черчилль категорически возражал. Когда же выяснилось, что Мальта оказалась практически на перекрестке морских коммуникаций между странами Оси и африканским ТВД, планы резко изменились.

"Гладиатор" Mk.I (слева) и Mk.II (справа) в ангаре авианосца
"Гладиатор" Mk.I (слева) и Mk.II (справа) в ангаре авианосца

К моменту объявления Италией войны Соединенному Королевству на острове находилось всего шесть боеготовых Sea Gladiator’ов, еще шесть лежали в ящиках, ожидая сборки. Семь пилотов, разными путями попавшие на «скалу», составили «истребительную авиагруппу Hal Far» (Hal Far – мальтийское название площадки, откуда взлетали истребители). Из семерых только один имел опыт полетов на «гладиаторе».

Через несколько часов после выступления Муссолини 10 июня 1940 года на Мальту были сброшены первые бомбы. Во время первых воздушных налетов англичане могли противопоставить ударной авиации итальянцев не более трех перехватчиков одновременно – из тех десяти, что в конце концов удалось поставить в строй (еще два оставили на запчасти). Самолеты патрульного звена получили у защитников острова имена «Вера», «Надежда» и «Милосердие» (хотя фактически это каждый раз были разные машины). 11 июня навстречу 55 Savoia Marchetti SM 79 и 20 истребителям сопровождения вылетел единственный «Гладиатор». Удивительно, но в тот день он уцелел, хотя успехов не добился, зато 12 июня английским самолетам удалось сбить итальянца, выполнявшего разведывательный полет над Мальтой.

«Гладиаторам» недолго довелось оставаться символом сопротивления маленького острова. В начале июля на Мальту стали прибывать самолеты разнообразных типов – отправленные из Англии «харрикейны», перелетевшие из разгромленной Франции «суордфиши», направленные из Египта для усиления обороны «скуа» и т.д.

К концу 30-х годов бипланная схема практически достигла совершенства (с учетом доступных в то время технологий, конечно). Предвоенные бипланы были элегантны, красивы и эстетически совершенны.-14

К концу года Королевские ВВС заявили, что сбили 45 итальянских самолетов. Итальянцы признали потерю 23 бомбардировщиков и 12 истребителей.

Позже «гладиаторы» приняли участие и в «Битве за Британию», но против современных немецких самолетов у них вообще не было шансов. «Глостеры» просто не могли угнаться за своими целями. Единственный раз, когда пилоту патрульного звена бипланов удалось перехватить вражеский бомбардировщик, победу у него «украл» меткий выстрел зенитного орудия.

Модель

Вообще-то я не собираю самолеты в 48-м масштабе, и по весьма прозаичной причине: мне негде их хранить. Как попал в мою коллекцию этот «Линдберг» - уже и не помню за давностью лет, похоже, просто по ошибке. И вот что я скажу: по сравнению с 1:72 сборка в «сорок восьмом» масштабе – какое-то читерство :)

Сперва собирал «глостера» в соответствии с рисунком на коробке, то есть в варианте RAF. Модель стояла на полке очень долго, утратила за время демонстрации хвостовое колесо, но в целом сохранилась в довольно приличном состоянии.

К концу 30-х годов бипланная схема практически достигла совершенства (с учетом доступных в то время технологий, конечно). Предвоенные бипланы были элегантны, красивы и эстетически совершенны.-15

Чтобы как-то разнообразить коллекцию, решил после реставрации покрасить «гладиатор» в шведский предвоенный камуфляж, тем более, что внешне J-8A практически не отличается от Gloster Gladiator Mk.II.

После разборки модели стало понятно, где будет основной объем работ: внутри кабины пилота. Поскольку старый фонарь был весьма толст и мутноват, я его немедленно выбросил, и изготовил новый из прозрачного ПЭТ от упаковки (технология традиционная – пуансон + матрица, нагрев и прессование). Однако теперь интерьер кабины, вернее, его отсутствие, стал прекрасно виден…

Короткий перечень доделок:

  • колеса шасси (смола + модифицированные пластиковые крышки из набора)
  • интерьер кокпита (полностью заменен, смола + фототравление + самодельный)
  • фонарь (выполнен из прозрачного пластика)
  • двигатель + капот + выхлопные трубы (смола)
  • добавлены навигационные огни
  • добавлены щитки воздушных тормозов на нижних поверхностях крыльев (пришлось помучиться, потому что половинки крыльев невозможно было разделить)
  • подкрыльевые пулеметы с гондолами
  • хвостовое колесо со стойкой для замены утерянного.

Ленты стяжек – фототравленые.

Что сказать? Читерство этот ваш 48-й масштаб J Детали просто огромные. Намного все проще, чем в 1:72. Эх, жалко у меня места маловато…

Casus Belli в Telegram: https://t.me/CasusBelliZen. Там мы проводим опросы и выкладываем дополнительные материалы.
Подписывайтесь!

#gloster gladiator

#моделизм

#модель самолета

#стендовый моделизм

#истребитель

#вторая мировая война

#ввс швеции

#ввс великобритании

#война в воздухе

#военная история

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала

Даже небольшой донат поможет нам чаще выпускать новые материалы. Ссылка для донатеров:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6