Найти в Дзене
Как Это Делается

Где и как взять деньги на развитие бизнеса?

Бюрократия разрастается, чтобы удовлетворить нужды разрастающейся бюрократии ... (С) Айзек Азимов

Представь, у тебя диспансеризация 4-5 докторов. И каждый из них говорит, что нужно сделать одни и те же анализы, но для каждого доктора или индивидуально. Сюр? Да, но именно так работает государственная бюрократическая машина…

А теперь коротко наша история, которая отражает суть присказки. 

Мы - небольшая компания (до 100 человек), решили диверсифицировать бизнес и открыть новое направление (производство). 

К счастью, в нашей стране есть меры поддержки бизнеса (если грамотно подойти к вопросу), которыми мы решили воспользоваться. 

Меры, надо признать, действенные. Если ты для себя видишь обозримую перспективу, то получить займ по ставке 0,5-1% годовых на 5 лет при том, что первые 3 года нужно платить только проценты, без «тела» займа - это конечно же подарок

Забегая вперёд, сразу отмечу работоспособность механизмов, описанных далее, но они могли бы работать без скрипа, легче, непринужденней, ну и, как следствие, быстрее. 

Итак: 

Займ оформили в Фонде развития промышленности (далее - ФРП). Подготовили и собрали необходимый пакет документов, дождались заседания наблюдательного совета, который единодушно очно «окнул» наш проект, и вышли на договор займа. 

Думали, можно выдохнуть и заказывать оборудование. 

Но нет, по решению наблюдательного совета для обеспечения займа нам предписано оформить банковскую гарантию  (40% от суммы займа) и поручительство Фонда поддержки предпринимательства (далее - ФПП) (60% от суммы займа). 

Наблюдательный совет представляет собой совет чиновников (заместители министров, начальники управлений), которые рассматривают подготовленные проекты и голосуют "за" или "против".

Потом начинаются нюансы. Например, Банк, предоставляющий гарантию - региональный. Результатом запроса гарантии у других банков стало гробовое молчание. Мы бы не искали альтернативу, если не достаточно жёсткие условия у "аффилированного" Банка. Но, справедливости ради, в конечном итоге Банк снизил "стоимость" гарантии почти в 2 раза от первоначальной в процессе оформления.

После заседания наблюдательного совета ФРП, мы начали оформлять банковскую гарантию и поручительство ФПП, но они (Банк и ФПП) кивали друг на друга и предлагали друг другу первым принять решение об оформлении. В итоге первым сдался Банк и подписал гарантию. Через полторы недели мы домучили и ФПП (кстати наблюдательный совет ФПП это практически те же люди, что и в ФРП).

Ниже я представил список документов, которые необходимы для оформления займа.

-2

Их 42 шт., и 9 из них запрашиваются и предоставляются повторно, многие документы содержат дублирующие данные.

Если кто-то подумает, что чиновники совсем распоясались запрашивая столько всего, хотел бы тут возразить.

Они, как в той пословице (сам пошутил, сам посмеялся) сформировали необходимый перечень документов, а потом героически нам их помогают заполнять.

Да, да, они как будто решили застраховать себя от потери работы, обязав себя сопровождать полуграмонтных бизнесменов, которые знают, как делать деньги, но не задумываются о показателях социальной значимости, таких важных для государства-налогосборщика.

С одной стороны, собирая обширный перечень документов так или иначе изучаются перспективы возврата займа заёмщиком. Но с другой стороны, сбор всего этого - это сплошная энтропия.

Ну а как? Приходится запрашивать справки в одних гос.органах, чтобы передать их другие. Половина из того, что мы предоставляем для оформления займа уже предоставлено и хранится в чреве государственной машины.

Миллионы рублей тратятся на электронный государственный документооборот, и вместе с этим приходится повторно предоставлять сканы уже предоставленных ранее документов.

Часто ситуация доходит до абсурда, нам говорят: мы видим эти данные, но вы предоставьте нам заверенную руководителем бумажную копию...

Итого, ровно 71 календарный день прошёл от первого контакта с Фондами до момента зачисления средств займа на наш расчётный счёт. И это не какая-то выдуманная история, это проект, который удалось протащить через все инстанции и получить живые деньги!

Далее нам предстоит постичь механизм освоения денежных средств (есть свои нюансы), реализовать свой проект и выйти на запланированную производственную мощность.

Параллельно нужно будет отчитываться о проделанной работе и потраченных средствах. В общем-то можно начинать сейчас, поскольку бумажная волокита уже на месяц нас выбила из графика...

Если возникли вопросы по данной теме, задавайте, а я отвечу на них в комментариях...